Жители кишлака Миндон Ферганского района Ферганской области, расположенного на черте узбекско-киргизской границы, выражают недовольство размером компенсации за их снесенные дома. Обратившийся в радио «Озодлик» один из хозяев снесенного дома пожаловался, что за его снесенный дом, стоивший по рыночной цене около 100 миллионов сумов, ему заплатили всего 19 миллионов сумов. «Хоким Ферганского района открыто признался, что больше денег хозяева снесенных домов не получат», - пишет «Биржевой лидер» со ссылкой на «Озодлик» (радио «Свобода» в Узбекистане).
Десятки домов кишлака Миндона сносятся из-за близости к черте границы. Согласно словам 30-летнего Акрамжона Ахмадалиева, за снесенное хозяйство на 18 сотках ему предлагают три участка по 6 соток для трех семейств. Конечно, Акрамжон не согласен с этим.
- Граница проходит в 50 метрах от нашего дома. Наши дома сносят, потому что, как говорят, они мешают. У нас дома три семьи. Мой брат с двумя дочками и сыном, я с женой и младшему брату привели невесту, на 20 августа наметили свадьбу. Нам дают землю – 3 участка по 6 соток. Мы попросили хотя бы 4 участка. 6 соток – очень маленький участок. Мы хотели отдельный участок и для отца. Ранее хозяевам снесенных домов давали арматуру, стекло, шифер, цемент. А нам - ничего. Просто пустая земля, - говорит Акрамжон.
Жители боятся, что с наступлением холодов могут оказаться попросту на улице.
По его расчетам, его дом с хозяйством на 18 сотках стоит по рыночным ценам около 100 миллионов сумов. Хокимият Ферганского района насчитал ему компенсацию в размере 19 миллионов сумов. Но Акрамжон выражает недовольство такой мизерной компенсацией.
- Говорят, что снесут наши дома. Мы сказали, что согласны. Но за наши дома, согласно указу президента, мы попросили рыночную цену. Дали участки, спасибо. Но по указу президента выделены средства из бюджета, а также выделены средства и из хокимията области. А эти хокимы не выполняют указ президента, - говорит Акрамжон.
Другой наш собеседник из Миндона, Акмалжон ака, также говорит, что очень мало денег назначили за снесенный дом его сестры.
- Оказывается, есть указ президента. Пусть платят согласно тому указу по рыночной цене. Сколько можно купить цемента за 18 миллионов сумов? Пусть пересчитают и дадут соответствующую сумму на постройку другого дома. Затем должны дать время, чтобы построить дом. А тут говорят, чтобы в течение пяти дней съехали. Как и куда мы съедем? Арматуру не дают, цемент не дают, шифер не дают. Угрожают привести милицию и насильно выдворить. А куда мы переедем, если там голая земля? – говорит Акмалжон ака.
Жителям сносимых домов в Миндоне предлагают временно места в хозяйственных постройках на полях. Однако, по словам жителей, там вообще нет никаких условий для проживания. А строительство домов на выделенных участках завершится не скоро. И жители боятся, что с наступлением холодов могут оказаться попросту на улице.
Хоким Ферганского района Содиржон Имомалиев в беседе с радио «Озодлик» утверждает, что взамен снесенных домов выделены участки и компенсационные деньги и не может быть места жалобам.
- И кадастровые документы подготовлены. И деньги подсчитаны. Они должны забрать деньги из банка. И участки мы им выделили в хороших местах, как они хотели. И оценку производили лицензированные оценщики. Мы создали все условия для жителей снесенных домов. Если понадобится, мы готовы привести людей к ним, чтобы помочь с переездом и строительством их домов, - сказал хоким Ферганского района Содиржон Имомалиев.
В последние годы на всей территории Узбекистана снесены сотни домов. Жалобы жителей снесенных домов по поводу выплат компенсаций за их жилье не прекращаются.
В некоторых случаях наблюдалось достижение положительного результата по поводу этих жалоб. В частности, в прошлом году только в Наманганской области в 61 случаях выявлено нарушение требований закона чиновниками, которые лишили права получения компенсационных денег жителями снесенных домов.
Согласно данным Министерства юстиции, за это наманганским чиновникам были назначены дисциплинарные взыскания.