Попытки взятия Интернета под контроль в Узбекистане предпринимаются властями по мере распространения доступа во Всемирную паутину. В этот раз узбекские законодатели не придумали ничего лучше, нежели принять поправки в законодательство, которыми, среди прочего, вводятся некие «обязанности» для местных блогеров. Кроме того, в Узбекистане отныне введен механизм домашнего ареста, который до сих пор в государстве отсутствовал.
Законодатели рассказали о новшествах.
Накануне в Узбекистане отмечался День Независимости, вместе с тем, это не мешает официальным СМИ публиковать информацию, которая свидетельствует о том, что некоторые права и свободы сограждан будут в значительной степени урезаны. В частности, как сообщает портал информационного агентства «
Фергананьюз», еще 30 августа сенатор Елена Борисова дала интервью информационной программе «Ахборот» телеканала «Узбекистан», в котором сообщила о введении в законодательство страны новой меры пресечения – домашнего ареста.
По словам Борисовой, домашний арест предполагает на стадии предварительного следствия ограничение свободы подозреваемого, обвиняемого или подсудимого в пределах его жилища, без полной изоляции от общества. Это, как отмечает сенатор, в полной мере соответствует передовой зарубежной практике. Кроме того, Борисова подчеркнула, что вводимая мера пресечения в виде домашнего ареста поможет более эффективно обеспечить пресечение дальнейшей преступной деятельности и попыток воспрепятствовать установлению истины по расследуемым уголовным делам.
А коллега Борисовой, сенатор Дамир Сидиков, в эфире той же телепрограммы «Ахборот» сообщил о том, что Сенат Узбекистана одобрил поправки в действующее законодательство, которые закрепляют правовые механизмы регулирования деятельности блогеров, а именно, «физических лиц, размещающих на своем вебсайте или отдельной странице вебсайта общедоступную информацию общественно-политического, социально-экономического или иного характера, в том числе для ее обсуждения пользователями данной информации».
«Определяются также их (блогеров – Ред.) обязанности», — подчеркнул Сидиков, впрочем, он не стал конкретизировать далее в отношении поднятой тематики, и не озвучил ни название закона, ни причины ввода последних поправок в законодательство, а также не очертил «список обязанностей блогеров» и последствия их возможного невыполнения.
Примечательно, что, как это обычно и бывает в Узбекистане, принятие столь резонансных изменений в законодательство проходило кулуарно, и общественность страны поставили в известность уже по факту принятия изменений, напрямую касающихся большинства граждан страны. При этом не было проведено никакого широкого общественного обсуждения предполагаемых новшеств, в частности, по теме введения новых поправок, регламентирующих деятельность блогеров, целесообразным виделось бы их обсуждение с самими блогерами, которые могли бы высказать свои замечания и предложения законодателям, однако, этого проведено не было.
С учетом вышеизложенного можно сделать вывод, что законодатели Узбекистана решили пойти по стопам своих российских коллег, которые весной текущего года в значительной мере ужесточили ответственность для блогеров, поставив их в рамки тотального контроля. В частности, 29 апреля 2014 года российские СМИ сообщили о том, что верхняя палата парламента РФ - Совет Федерации, одобрил законопроект, ограничивающий права блогеров. Данным документом, среди прочего, было введено в законодательство понятие «блогер», который является «владельцем сайта с посещаемостью более трех тысяч пользователей в сутки», и в таком случае блогер обязан зарегистрироваться в контролирующем органе - Роскомнадзоре.
С этого момента российские блогеры обязаны публиковать свои фамилию, инициалы и адрес электронной почты, а также обеспечивать отсутствие в своих блогах противоправного контента. За нарушение всех перечисленных требований «нерадивым» блогерам в России грозит штраф в размере до 30 тысяч рублей для физических лиц, а для юридических лиц сумма штрафа может составить до 300 тысяч рублей.
В Узбекистане снижают тарифы на Интернет – число пользователей растет.
Как отмечают аналитики раздела «Новости Узбекистана» журнала для трейдеров и инвесторов «Биржевой лидер», в конце июля этого года стало известно о том, что государственная акционерная компания «Узбектелеком», являющаяся монополистом по предоставлению доступа во «внешний» Интернет, распространила информацию о планах по снижению доступа к «внешнему каналу» для узбекских интернет-провайдеров до 303,51 доллара за 1 Мбит в секунду. Сообщается, что такое снижение тарифов вступило в силу еще с 11 июля текущего года. Это не первое удешевление «внешнего трафика», которое было объявлено «Узбектелекомом» с начала текущего года.
Проникновение услуги доступа к Интернету в Узбекистане, пусть и медленно, но продолжает расти. По данным на конец минувшего года, количество интернет-пользователей (без пользователей мобильного Интернета) в стране возросло на 18,3 процента, и в данный момент составляет уже 7,1 миллиона абонентов. В основном, это жители крупных и средних городов, где есть возможность проведения коммуникаций, вместе с тем, в селах и поселках единственной альтернативой продолжает оставаться мобильный Интернет. Впрочем, даже там, где есть возможность доступа к проводному Интернету, пока нельзя сказать о его высокой скорости, а широкополосный Интернет в Узбекистане пока еще очень дорогой. В целом, средняя скорость доступа к Всемирной паутине в Узбекистане составляет 2,44 Мбит в секунду, в связи с чем по данному показателю государство находится в числе мировых аутсайдеров, занимая 171-е место среди 188 государств, по которым имеются данные составителя рейтинга – компании «NetIndex».