В эти дни Узбекистан по сложившейся традиции входит в сезон массового сбора хлопка. Сотни тысяч жителей различных городов, работники бюджетных организаций, включая учебные и медицинские заведения, готовятся не по собственной воле отправится на хлопковые плантации с тем, что помочь государству в сборе «белого золота», как еще принято именовать хлопок, являющийся для Узбекистана стратегическим экспортным продуктом.
Зачем нужна повсеместная дефолиация при ручной уборке?
Как сообщает портал информационного агентства «Фергананьюз», официально сезон сбора хлопка-сырца в Узбекистане стартует 10 сентября, а в настоящее время на плантациях проходит процесс так называемой дефолиации, то есть обработки хлопковых полей, в результате которого растения лишаются листьев, а их коробочки приоткрываются. Примечательно, что подобная технология, как правило, применяется в случае, если предстоит машинная уборка хлопка-сырца, однако, как известно, механизация процесса в случае с уборкой хлопка по большей части обошла Узбекистан стороной.
По словам одного из узбекских фермеров, который поделился своими мыслями по этому поводу с журналистами, однако, имя его не называется, во времена бывшего Советского Союза дефолиацию проводили только на тех полях, где планировался машинный сбор хлопка, а на поля, предназначавшиеся для ручного сбора, дефолианты не расходовали, и не только из желания сэкономить, но еще и потому, что после дефолиации стебли хлопчатника твердеют, листья опадают, тем самым сборщикам создаются дополнительные проблемы. «К примеру, огрубевшие кончики хлопковых коробочек могут поранить сборщику руки, помимо этого, дефолиация приводит к преждевременному раскрытию коробочек – еще не вполне созревших, что становится причиной снижения сортности, потери веса и других нежелательных процессов», рассказал неназванный фермер.
На вопрос о том, для чего в текущем году эта процедура приобрела повальный характер, аграрий ответил следующее: «А теперь у нас суверенитет, то есть что хотим, то и делаем. Решим провести дефолиацию на всех хлопковых полях, независимо от того, ручной или машинный сбор там намечается, - значит, проведем. И это притом, что у нас почти нет хлопковых полей, отвечающих техническим требованиям машинного сбора, однако сторонники дефолиации считают: пусть сортность хлопка снижается, зато успеем собрать урожай в солнечные дни сентября и октября, не дожидаясь дождливого и холодного ноября или даже декабря. Кстати, в советском Узбекистане хлопок собирали даже зимой…».
По словам фермера, в настоящее время в Узбекистане машинный сбор хлопка-сырца будет проводиться лишь на 10-20 процентах угодий отдельных фермерских хозяйств, которые считаются передовыми. «Основная часть фермеров вырастила хлопок кое-как, и он не годится для машинного сбора, впрочем, и передовики, получившие качественный урожай, не особо стремятся отдать свои поля под машинный сбор, так как, во-первых, это дорого, ибо, на один гектар требуется 40 литров дизтоплива, а это уже 100 тысяч сумов (около 43 долларов по официальному курсу), а еще 200 тысяч сумов придется отдать машинно-тракторному парку за свои услуги.
В таких условиях, ручной сбор обойдется дешевле. Во-вторых, хлопок, собранный машинами, хлопковые пункты определяют как более низкосортный, чем снятый вручную, потому что трактора подбирают все подряд - волокна вместе с высохшими листьями хлопчатника, сбор получается грязным. В лучшем случае примут как второй сорт, в худшем – как третий, что больно ударит по карману фермера», поделился секретами уборочной компании узбекский фермер.
Таким образом, как отмечают аналитики раздела «Новости Узбекистана» журнала для трейдеров и инвесторов «Биржевой лидер», можно сделать неутешительный вывод о том, что в условиях, когда узбекская экономика во многом строящаяся по советской модели, до сих пор подразумевает планы по сбору хлопка, за невыполнение которых жестко караются как фермеры, так и руководители органов местной власти, процесс сбора хлопка в плане его качества поставлен в зависимость от валовых показателей, кроме того, закупочная цена на хлопок-сырец настолько мала, что фермеры, в желании получить хоть какую-нибудь прибыль от выращенной продукции, которая порой бывает навязана им местным руководством в ущерб другим культурам, идут на любые ухищрения, в том числе, отказываются от механизированной уборки, предпочитая трудоемкий процесс, в котором им подневольно «помогают» сотни тысяч узбекских бюджетников.
Впрочем, по информации независимых узбекских СМИ, есть в хлопковой компании текущего года и один позитивный момент. Появилась информация о том, что к ней не будут привлечены учащиеся узбекских колледжей, которые ранее, вместе со старшеклассниками школ были одной из главных сил, призванных собирать «белое золото», однако, как будет на самом деле, станет ясно уже через несколько дней, когда первые «пахтакоры» выйдут на плантации.
Автор: Роман Иванченко