Прокуратура Республики Узбекистан рапортует, что закончила предварительное следствие по громкому уголовному делу относительно людей из близкого окружения старшей дочери президента этой страны Г. Каримовой – Р. Мадумарова и Г. Авакян. Первый – гражданский муж Гульнары, вторая – близкая ее подруга. Такую информацию передает российское интернет-издание «Слон».
Закат бизнес- империи старшей Каримовой.
По отчету органов прокуратуры, они совместно с неким Н. Содиковым (вероятно помощник Каримовой) в составе организованной преступной группировки с 2011 по 2013 год под видом обычного предпринимательства постоянно совершали преступления в области хоздеятельности и с помощью вымогательства, шантажа и фальсификации множества документов причинили значительный ущерб государству.
В частности, вышеуказанная ОПГ присвоила активов авиационного перевозчика «Узбекистон хаво йуллари» на 2,3 миллиона долларов, компании Coca-Cola Ichimligi Uzbekiston Ltd. на целых 5 миллионов долларов и средств Ферганского НПЗ на целых 17 миллионов долларов.
4 месяца назад суд Узбекистана уже приговорил Авакян и Мадумарова к 9 и 10 годам лишения свободы. Данный приговор - только один из этапов в борьбе президента И. Каримова с окружением родной дочери, которая началась в 2013 году. Но если до этого сама Гульнара напрямую не попадала под уголовное преследование, то в недавнем заявлении органов прокуратуры отмечается, что в отношении нескольких членов преступной группировки «уголовные дела были выделены в отдельное производство». Здесь речь идет и о Г. Каримовой.
Осенью 2013 года глава госбезопасности страны якобы предоставил президенту компромат на дочь – в частности, могло говорится о поборах с предпринимателей, которых Гугуша заставляла спонсировать личный благотворительный фонд под названием «Форум культуры и искусства Узбекистана».
По иной версии, И. Каримов – человек осторожный и скрытный – был взбешен той необычной активностью, которую его дочка развила в «Твиттере», например, постила подробности из жизни Каримовых и не стеснялась критических высказываний в адрес близких соратников отца. Но вряд ли это послужило причиной такой суровой кары от отца.
Другое дело – посыпавшиеся обвинения в адрес многих высших чиновников, а также доверенных лиц президента. В апреле 2013 года Гульнара атаковала с помощью «Твиттер» 1-го вице-премьера Р. Азимова, перепостив чужие интернет-записи о том, что он «мошенник». А Р. Азимов между тем мог сойтись с главой госбезопасности страны Иноятовым, чтобы уже вместе избавиться от назойливой дочки президента. Тем более что именно Азимова, как и главу СНБ, также считади потенциальным преемником Каримова.
Специалисты издания "Биржевой лидер" пишут, что к началу этого года все было закончено. Некоторые лица из окружения Гульнары внезапно оказались под следствием, кто-то вообще куда-то пропал с концами. В феврале стало понятно, что Каримову поместили под домашний арест. К тому времени все без исключения ее благотворительные фонды полностью свернули деятельность, а многие аффилированные с ее именем фирмы были закрыты. В том же месяце арестовали и Мадумарова. В тех скупых сообщениях, которые за последнее время Каримовой удавало переправить в СМИ, она рассказала, что обращаются с ней даже «хуже, чем с собакой», отказывая и в медпомощи.
После того как стало достоверно понятно, что Каримов имеет намерения разобраться со всем раз и навсегда, а узбекский лидер прославился несдержанным и крутым нравом, появилась другая версия, объясняющая жесткую травлю Гульнары. Весной этого года швейцарская генпрокуратура подтвердила, что старшая президентская дочь с сентября прошлого года проходит подозреваемой в громком деле о коррупции и отмывании денежных средств. Причем по этому делу заморожены были более 800 миллионов швейцарских франков – якобы поистине рекордная сумма, которая когда-либо арестовывалась в Швейцарии на вышеуказанных основаниях.
Большая часть внезапно арестованных денежных средств имеет отношение к телекоммуникационной компании их Швеции TeliaSonera. Когда еще в 2007 году эта фирма лишь выходила на узбекский рынок, она за лицензию 3G заплатила 358 миллионов долларов компании Takilant из Гибралтара. А вот во главе Takilant стояла Г. Авакян – подруга Гульнары, которая ныне пребывает в тюрьме. В том, что сама Авакян была только подставным лицом, а за всей мошеннической схемой стояли Мадумаров и Каримова, никто даже не сомневается.
Сейчас, когда непосредственные исполнители попали за решетку в Узбекистане, их уже нельзя вызвать в Западную Европу на допрос, и они не сумеют ничего рассказать зарубежным следователям про роль в данном деле Гульнары. Таким вот образом И. Каримов оградил свою дочку от вероятного уголовного преследования за рубежом.
Также высказываются предположения, что высшее руководство Узбекистана Гульнаре и ее окружению устроило показательную порку, чтобы предъявить ее итоги Западу и добиться тем самым возвращения в страну замороженных ранее финсредств. Но для этого Узбекистану нужно ратифицировать много международных документов. Хотя и это не гарантирует полноценного возврата денег, поскольку ни Швеция, ни Швейцария пока не демонстрируют абсолютного никакого желания закрывать дела относительно Каримовой и ее близких людей.