Правозащитник и журналист Дмитрий Тихонов, одним из основных направлений работы которого является борьба с принудительным трудом на сборе хлопка, 20 сентября был задержан на 3 часа узбекистанскими пограничниками, когда он ехал в соседний казахстанский город Сарыагач. Также он был задержан на 3 часа при возвращении.
Как рассказал журналист радио «Озодлик», в компьютере пограничников Узбекистана напротив его имени стояла особая метка.
- 20 сентября, когда я ехал в соседний казахстанский город Сарыагаш, проверявшие меня пограничники забеспокоились. Пограничник, который изучал мой паспорт, долго что-то внимательно читал с монитора с серьезным беспокойством, затем вызвал старшего по званию и тот сказал, что я временно задержан, - сказал Тихонов.
По словам журналиста, его вещи тщательно досмотрели, о результатах досмотра доложили в Ташкент. Затем было часовое совещание с ташкентским начальством, после которого Тихонова выпустили в Казахстан.
При возвращении из Казахстана через тот же пограничный пункт картина повторилась, журналиста и правозащитника снова продержали три часа. Как сказал Тихонов, на время задержания у него забрали мобильный телефон.
Один из офицеров сказал журналисту, что есть какая-то информация, согласно которой сотрудники контрольно-пропускных пунктов не могут сами разрешить ему перейти границу, а должны каждый раз советоваться с начальством в погранкомитете СНБ.
- Независимо от того, есть ли у вас биометрический паспорт и виза, все равно они спрашивают разрешение по телефону, - сказал правозащитник и журналист Дмитрий Тихонов.
«Отмеченные» журналисты.
Независимый журналист Алексей Волосович утверждает, что в Узбекистане есть «черный список» журналистов и политических активистов и что он привык уже давно быть в качестве такого «отмеченного» журналиста.
- На сто процентов верно, что есть «черный список». Каждый раз меня на границе проверяют около часа. Иногда пограничник, проверяющий паспорт, не может решить, пропускать меня или нет. Он зовет старшего по званию, тот совещается с кем-то по телефону. Сейчас такой контроль над журналистами и правозащитниками еще более усилился. Во-первых, из-за мобилизации на хлопок, во-вторых, это предвыборная паника, - сказал Волосович.
На прошлой неделе, утром 20 сентября прибывших в столицу Узбекистана рейсом Чикаго-Стамбул-Ташкент жену и сына лидера оппозиционного движения Узбекистана «Бирдамлик» Баходира Чориева, не выпуская из аэропорта города Ташкента, депортировали из Узбекистана.
Карта г. Ташкента Узбекистана:
Правозащитник из Узбекистана Малохат Эшонбоева рассказала в беседе с радио «Озодлик», что Феруза Хуррамова и ее 9-летний сын Дадахон Чориев внесены в список лиц, которым запрещен въезд в Узбекистан, поэтому их и не впустили в страну.
Во многих случаях усиленный контроль над журналистами на границе используется как фактор, который коренным образом может повлиять на их судьбу.
4 года назад корреспондент «Голос Америки» Абдумалик Бобоев вынужден был покинуть страну после того, как его обвинили по статьям 244, 140, 139, 223 УК Узбекистана: клевета и оскорбление, незаконное пересечение границы Узбекистана и изготовление и распространение материалов, угрожающих безопасности общества.