Татьяне Тимофеевой, выросшей в Узбекистане и считающей узбекский язык своей родной речью, исполнилось 20 лет. «Она является воспитанницей детского объединения SOS-Узбекистан города Ташкента, то есть выросла в приюте для детей-сирот», - пишет «Биржевой лидер» со ссылкой на «Озодлик» (радио «Свобода» в Узбекистане).
Из сотен детей этого детского приюта милосердия, который работает уже 14 лет, только у Татьяны нет ни гражданского паспорта, ни свидетельства об отсутствии гражданства. Единственная ее вина в том, что она родилась на территории Таджикистана.
- Через три месяца после моего рождения мать моя привезла меня сюда и сдала в дом малютки. С тех пор ее нет, так и не вернулась. И никаких известий, где она, - говорит на узбекском языке Татьяна.
Свидетельство о рождении Татьяны выдано ей в городе Ходженте Таджикистана. Именно из-за этого ей не дают гражданства Узбекистана, но и документа об отсутствии гражданства тоже нет.
- Мне говорят: «Ты родилась в Таджикистане. Хотя бы какие-нибудь сведения о родителях нужны. Мы не даем гражданства людям из Казахстана и Таджикистана. Дадим вид на жительство». Но и это никак не получается вот уже полтора года. А теперь говорят: «Закон закрыт. Нет закона. Ждем, когда появится закон». Я обращалась в ОВИР, в Администрацию президента, в махалинский комитет. Ничего не вышло. Я не могу устроиться на работу, не могу получать деньги. Я не могу нормально жить, понимаете? Пока жду, не могу устроиться на работу. Не могу в банке получить свои деньги. Денег совсем нет. Живу на те средства, которые удалось когда-то сберечь. Нужен паспорт, нужна работа, нужна нормальная жизнь, - говорит Татьяна.
В процессе сбора документов Татьяна Тимофеева получила из Душанбе документ, подтверждающий, что она не является гражданином Таджикистана, и предъявила его в узбекские учреждения.
Татьяна овладела специальностью менеджера в Ташкентском профессионально-техническом колледже радиотехники и автоматики, однако свой диплом получить пока не может.
- Из-за отсутствия паспорта мне не выдают в колледже мой диплом. Я принесла им форму 4, а мне говорят: «Мы такую бумагу не знаем. Нас сверху будут ругать. Мы не можем дать диплом без паспорта. Принесите паспорт, тогда дадим. И деньги ваши тогда дадим». Они никто не думают, что мне нужно устроиться на работу. Я хочу продолжить учебу в ВУЗе, - говорит Татьяна.
Сейчас она живет в районе Зангиота Ташкентской области, снимает жилье за 150 тысяч сумов в месяц.
- Если так будет продолжаться, скоро и за жилье платить будет нечем. Я хочу всю жизнь прожить здесь, в Узбекистане. Никуда не собираюсь уезжать. Мне здесь нравится. Если получу паспорт, то и имя поменяю. Хочу называться Самирой. Хочу выйти замуж за мусульманина, узбека. У них нет имени Татьяна. И мне мое имя не нравится. Хочу узбекское имя. Если будет свадьба, то должна пройти через ЗАГС. Но ведь и там паспорт нужен, - говорит Татьяна.
Ответ властей.
Детское объединение SOS-Узбекистан города Ташкента обратилось в правоохранительные органы с просьбой выдать паспорт их воспитаннице. По словам представителя этого объединения, правоохранительные органы по делу Татьяны Тимофеевой ограничились лишь рекомендацией подождать.
Чиновник из Главного управления внутренних дел города Ташкента в беседе с радио «Озодлик» сказал, что для решения дела Татьяны Тимофеевой отсутствует закон.
Карта г. Ташкента Узбекистана:
- Нужно принять закон. Это иностранный гражданин. Отсутствует принадлежность к гражданству, нет прописки. Во-первых, должен решиться вопрос с пропиской. Какой район рассмотрит ее заявление. Мы этого не знаем. Затем, какой паспорт ей нужно выдать? Для этого нужно принять соответствующий закон. Недавно вышло 41-ое Постановление Кабинета министров. В нем освещен вопрос о постоянной прописке для иностранных граждан. Сейчас это временно приостановлено. Будут изменения. Мы ей дали документ, подтверждающий ее личность. Это все, что мы смогли для нее сделать. Приклеили фотографию и заверили печатью, что этот человек – Татьяна Тимофеева. Когда появится закон, я ее заявление приму в первую очередь. Я тоже понимаю необходимость этого, - сказал чиновник из Главного управления внутренних дел города Ташкента.