ОВД Мирзаабадского района Сырдарьинской области Узбекистана применяет насильственные методы принуждения населения района к сбору хлопка. «Уведомительные письма, рассылаемые от имени начальника ОВД, требуют, чтобы с каждого дома на сбор хлопка вышел один человек», - пишет «Биржевой лидер» со ссылкой на «Озодлик» (радио «Свобода» в Узбекистане).
Согласно данным источника радио «Озодлик» из Мирзаабадского района Сырдарьинской области, милиция применяет давление на людей, чтобы заставить их пойти собирать хлопок.
- Участковый ходит по домам и раздает уведомительные письма. Активисты нашего махалинского комитета «Янги Хает» («Новая жизнь») ходят вместе с ним и собирают подписи. На этом клочке бумаги написано, что если кто-то не идет собирать хлопок, то должен пойти в ОВД и дать разъяснение. Не знающие своих прав люди, с перепугу бегут на поле собирать хлопок, - сказал источник.
Все чаще сотрудники милиции врываются неожиданно в учреждения здравоохранения и школы.
Источник говорит, что в уведомлениях ОВД нет ни подписи, ни печати.
- Внизу письма стоят имена начальника ОВД Мирзаабадского района Р.А. Охунова и инспектора – сержанта У.Т. Расулова, - сказал источник.
В направленном в радио «Озодлик» копии расписки, которую дают люди, написано, что они обязуются собирать по 60 килограммов хлопка в день, и согласны при невыполнении этой нормы понести наказание «на основании закона».
« Я …ФИО, проживающий…., отправлю из семьи одного человека собирать хлопок в сезон хлопкоуборочной кампании 2014 года. Обязуюсь каждый день собирать 60 килограммов хлопка в составе отряда, собранного из граждан нашей махали. Если я не выполню свою дневную норму сбора, то согласен к применению в отношении меня со стороны ОВД района «законных мер», - написано в расписке.
Активист Мирзаабадского отделения общества «Эхгулик» Узбекистана, учитель Исроилжон Ризаев говорит, что сбор от населения таких расписок, напоминающих клятву бойца, отправляющегося на фронт в военное время, стало в Узбекистане в последние два-три года традицией.
- Каждый год в начале хлопкового сезона активисты махали и участковые инспектора кишлаков группой ходят по домам, раздавая уведомления, и собирают подписи под такими расписками. В людях есть страх и, увидев имя начальника милиции в письме, бросают все свои дела и вынужденно выходят на сбор хлопка. Это один из способов привлечения к принудительному труду, - сказал правозашитник.
Согласно его словам, в последнее время сотрудники милиции взяли за правило врываться неожиданно в учреждения здравоохранения и школы.
- Сотрудники в милицейской форме приходят в учреждения здравоохранения и школы и проводят там собрание. Ругают, почему они не выходят собирать хлопок. Но ведь есть управления сельским хозяйством, есть хокимияты. А эти даже в кабинет директора входят и оказывают давление. Только теперь не хватало, что и милиция будет командовать учителями, - сказал Исроилжон Ризаев.
Сотрудник Мирзаабадского ОВД на условиях анонимности подтвердил рассылку населению уведомительных писем. Однако он сказал, что ничего не знает о законности таких рассылок.
Правозащитник из Узбекистана Рухиддин Комилов на наш вопрос, могут ли применить меры к поставившим подписи под такими расписками, ответил:
- Есть там печать на письме? Если нет, то оно не имеет никакой силы. А если есть и подпись, и печать, то все равно законным не считается. Потому что даже президент не может приказать исполнять что-то в принудительном порядке. Принудительный труд применяется только по решению суда и в чрезвычайных ситуациях на военной службе, - сказал правозащитник Рухиддин Комилов.
Согласно 37-ой статье Конституции Республики Узбекистан, запрещается принудительный труд, кроме тех, которые прописаны в законе. В Трудовом кодексе Узбекистана в 7-ой статье тоже отмечено такое правило, согласно которому принуждением к работе считается привлечение к труду угрозой применения наказания.