21 ноября в Узбекистан с визитом прибыл президент и министр иностранных дел Швейцарской Конфедерации Дидье Буркхальтер в рамках программы посещения региона Центральной Азии.
«Избранный всего на год президентом Швейцарской Конфедерации, Дидье Буркхальтер является сейчас действующим председателем Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе», - пишет «Биржевой лидер» со ссылкой на «Озодлик» (радио «Свобода» в Узбекистане).
Поскольку Дидье Буркхальтер прибыл в Ташкент и как министр иностранных дел Швейцарской конфедерации, и как председатель Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, то круг обсуждаемых в Ташкенте вопросов довольно широк.
Карта г. Ташкента Узбекистана:
Согласно официальным сообщениям, на повестке дня вопросы состояния и перспективы развития узбекско-швейцарских отношений, вопросы взаимодействия в рамках ОБСЕ, актуальные региональные и международные проблемы.
Финансовый эксперт неправительственной организации «Декларация Берна» в Швейцарии Olivier Longchamp в беседе с радио «Озодлик» подчеркнул, что список обсуждаемых вопросов между правительствами Швейцарии и Узбекистана на самом деле велик.
- Швейцария является членом совета Всемирного банка и МВФ. Она представляет в совете не только конфедерацию, но и Узбекистан, а также все постсоветские государства в регионе Центральной Азии. В качестве представителя группы Хелветистана (Helvetica – древнее название Швейцарии, «стан» - сокращенное название государств Центральной Азии), естественно, у властей Швейцарии есть о чем поговорить в Ташкенте, - сказал эксперт из Швейцарии.
Наблюдатели говорят, что Дидье Буркхальтер как председатель Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе и сопровождающая его делегация будут обсуждать в Ташкенте вопросы от намеченных выборов в Узбекистане до скандала между Украиной и Россией.
Будут ли обсуждаться в Ташкенте «дело узбеков» и Гульнара Каримова?
Пока радио «Озодлик» не имеет сведений, касающихся введения этого вопроса в повестку дня встреч ни президентов, ни официальных делегаций.
Однако беседовавшие с радио «Озодлик» наблюдатели верят, что так или иначе этот вопрос не будет обсуждаться с приехавшими политическими деятелями Швейцарии, а также с представителями финансово-банковских структур.
- Если у вас в банках Швейцарии заморожено 700 миллионов долларов ваших денег и пожимающий вам руку является как раз президентом этой страны, то трудно не поговорить об этом, - сказал Olivier Longchamp.
Узбекский оппозиционер Сафар Бекчон, официально подавший заявление в прокуратуру Швейцарии с просьбой не возвращать замороженные на банковских счетах Гульнары Каримовой и ее подельников деньги действующему правительству Узбекистана, также полагает, что денежный вопрос будет поднят по инициативе Ташкента.
- Конечно, они будут пытаться. Они будут утверждать, что, мол «мы наказали преступников, эти деньги похищены в нашей стране», и будут пытаться вернуть эти средства из Швейцарии. Я так думаю. Однако полномочий президента Швейцарии не хватает вмешаться в этот процесс. Здесь прокуратура абсолютно независимая структура, и политическое правительство не может вмешиваться в ее дела. Кроме того, очень много других независимых структур наблюдает за судьбой замороженных денег и их невозможно обмануть какими-либо махинациями, - сказал проживающий в Швейцарии в статусе беженца узбекский оппозиционер Сафар Бекчон.
В 2012 году в Швейцарии, в рамках «узбекского дела», были заморожены средства на счетах Гульнары Каримовой и пяти ее подельников в Швейцарии по обвинению в коррупции в крупном размере и отмывании денег. Прокуратура Швейцарии полагает, что истинным хозяином всех этих средств является Гульнара Каримова.
Генеральная прокуратура Узбекистана в этом году также возбудила уголовные дела по фигурантам швейцарского дела и осудила Рустама Мадумарова и Гаянэ Авакян по обвинению в тяжелых экономических преступлениях. К этому процессу была привлечено также Гульнара Каримова, которая до сих пор содержится под домашним арестом.
Беседовавшие с радио «Озодлик» наблюдатели полагают, что следствие и суд в Узбекистане были проведены для правительства Швейцарии и структур Юстиции с целью вернуть замороженные в Швейцарии деньги в Узбекистан.
- Конечно, цель вернуть замороженные в Швейцарии деньги в Узбекистан. В Ташкенте поняли, что единственный путь сделать это – доказать правовым структурам Швейцарии их незаконность, поэтому в Узбекистане возбудили уголовные дела. Однако этот процесс не будет таким легким, как они думают. Здесь не пройдет хитрость типа «конфискуйте замороженные деньги на основе наших доказательств и верните их на счет этих же лиц или их родственников». В случае конфискации этих денег на основе документов, представленных прокуратурой Узбекистана, только структуры Швейцарии имеют полномочия решать, кому, когда и на каких условиях вернуть, и в этом деле они будут чрезвычайно осторожны.
Насколько я знаю, они осведомлены в перипетиях этого процесса и насколько сильна вероятность возврата замороженных денег обратно к самим ворам. Правительство Швейцарии за последние годы вынесло решение по десяткам таких реституционных запросов и изучило все допущенные ошибки, я так думаю, - сказал специалист по вопросам реституции неправительственной организации «Декларация Берна» в Швейцарии, объединяющей более 20 тысяч специалистов и проводящая мониторинг корпораций, банков и агентств Швейцарии, Olivier Longchamp.