В международном индексе восприятия коррупции Берлинской организации «Transparency International» за 2014 год Узбекистан занял 166 место из 175, и все еще остается в десятке самых коррумпированных стран мира.
Добавился один балл, но ничего не улучшилось…
«По шкале от 0 до 100 степень коррупции в Узбекистане оценена в 18 баллов, что на один балл лучше соседнего Туркменистана и на несколько баллов лучше Ирака, Афганистана и Северной Кореи», - пишет «Биржевой лидер» со ссылкой на «Озодлик» (радио «Свобода» в Узбекистане).
Координатор «Transparency International» по странам СНГ Светлана Савицкая говорит, что по сравнению с 2013 годом индекс коррупции в Узбекистане поднялся на один балл, но это не означает заметных изменений в ситуации.
- Для того чтобы мы признали изменения, требуется, чтобы индекс поднялся или опустился минимум на 4 балла. Узбекистан в этом году сместился всего на один балл, и мы не можем считать это положительным изменением. В то же время лучше что-то, чем ничего. С этой точки зрения и смещение на один балл можно рассматривать как поворот в лучшую сторону, как говорят некоторые. На самом деле, ничего не изменилось, и Узбекистан как был, так и остается в десятке самых коррумпированных стран мира, - сказала Светлана Савицкая.
Избежит ли дочь президента «неизбежность» наказания?
Узбекистан годами утверждает, что ведется широкомасштабная борьба с коррупцией в стране. В частности, в 2014 году Генеральная прокуратура республики возбудила уголовные дела против группы лиц, причинивших государству значительный ущерб за счет вымогательства и коррупции, некоторые даже были приговорены к лишению свободы.
Привлечение к наказанию приближенных дочери президента Гульнары Каримовой, привлечение ее самой к следствию и помещение ее под домашний арест правоохранительными органами, представлено в качестве демонстрации принципа неизбежности наказания для всех, независимо от статуса человека.
- Такой громкий процесс, невиданный на постсоветском пространстве, был принят во внимание для оценки борьбы против коррупции в Узбекистане, однако, исходя из природы системы, мы не склонны оценивать эти следствия и суды как борьбу против коррупции, - сказала Светлана Савицкая.
- Названные громкие дела могут породить иллюзию, что правительство что-то делает. Однако для того чтобы сказать, что идет действительная борьба против коррупции, нужна не такая громкая показная кампания, а серьезный и непрерывный процесс. Сейчас мы пока в Узбекистане такой процесс не наблюдаем. Сейчас дела по Гульнаре Каримовой ведут прокуратура и суд Узбекистана. Всем ясно, что эти системы непосредственно зависят от политической системы. Поэтому, вместо того, чтобы назвать эти действия антикоррупционными, наверное, правильнее будет сказать, что идет передел имущества между узбекскими олигархами, - говорит Савицкая.
Система заинтересована в усилении коррупции…
Бывший сотрудник СНБ Узбекистана, Икром Якубов утверждает, что основы государственности разрушены коррупцией. И он пришел к выводу, что существующая система заинтересована в сохранении коррупции.
- У каждого общества и государства есть 4 опоры. Это просвещение и образование, здравоохранение, правоохранительная и военная сферы. Именно эти сферы стали самыми коррумпированными. В этих сферах коррупция стала институциональной, то есть как система прописки. В самом высшем кругу эту проблему хорошо знают, но не смотрят на это, как на проблему. Сидящие на самом верху заинтересованы в сохранении коррупции, - сказал Икром Якубов.
Можно ли лишить коррумпированного узбека Швейцарских банков?
«Коррумпированные политики абсолютно безнаказанно выводят нажитые нечестным путём активы в безопасные места благодаря оффшорным компаниям», - говорится в заявлении организации «Transparency International» от 3 декабря.
Для того чтобы предупредить размещение в Западных банках в виде чистого доходя ворованные средства, организация предлагает правительствам мира перенять опыт таких свободных от коррупции стран, как Дания, создать прозрачную для общественности систему регистрации имущества.
- Реестры регистрации бизнес-структур должны быть открытыми для общественности. Все должны знать, кто настоящий хозяин каждого предприятия и имущества, кто является конечным бенефициарием. В таких странах, как Узбекистан, создаются предприятия и открываются банковские счета на имя одного человека, а истинным хозяином является чиновник на верхушке власти. Для того чтобы выявить эту связь, нужно, чтобы реестры были открытыми, как в Скандинавии. Сейчас мы просим у каждого правительства создать такую прозрачность в своем законодательстве в качестве основы кампании борьбы против коррупции. Однако, это долгий и сложный процесс, - сказала Светлана Савицкая.