Возвращающихся в Узбекистан трудовых мигрантов из России для обмена паспортов сотрудники СНБ приглашают на собеседования. По словам граждан, прошедших такое собеседование, наряду с другими вопросами их спрашивали, в какие мечети они ходили и с кем там молились. «Свидетели говорят, что полученные ответы сотрудники СНБ сравнивают с ранее полученной информацией», - пишет «Биржевой лидер» со ссылкой на «Озодлик» (радио «Свобода» в Узбекистане).
Каххоржон из Ферганской области говорит, что его 27-летний младший брат 2.5 месяца назад вернулся из России, чтобы получить биометрический паспорт и его тут же вызвали в СНБ.
С просьбой не называть имени, он рассказал:
- В РУВД допрашивали двое. Они пришли к нам домой и сказали, что из СНБ. Они там спрашивали: «Где работали, чем занимались, в какой мечети молились?». Брат мой сказал, что в такой-то мечети. Тогда один из допрашивающих сказал: «У нас есть другая информация», - и сравнил ответы брата со своей информацией. У них, оказывается, были сведения, какую мечеть посещал мой брат, - сказал Каххоржон.
По его словам, его брат, работавший полтора года сторожем в Московской области, получил выездную визу за два с половиной месяца и дважды его вызывали на «собеседование».
Уже давно усилился контроль над возвращающимися из России трудовыми мигрантами.
- Они называют это собеседованием. На самом деле, это допрос. Мой брат пару раз ходил там в мечеть. Кто-то доложил об этом. В результате допрашивали, выясняли, и, в конце концов, через два с половиной месяца только дали выездную визу, - сказал Каххоржон.
Ферганский правозащитник Абдусалом Эргашев сказал, что на самом деле уже давно усилился контроль над возвращающимися из России трудовыми мигрантами.
Он сам был свидетелем того, что посещение Российских, особенно Московских мечетей, может стать поводом для ареста правоохранительными органами Узбекистана.
- Два года назад один наш знакомый, посетивший Московскую мечеть, рассказал об одном имаме кавказской внешности, который открыто призывал к джихаду. В ту мечеть тогда ходили и двое жителей махали, в которой наш знакомый проживает. Тогда он сказал этим парням: «Вот видите эти камеры здесь? Если будете здесь молиться, то по возвращении в Узбекистан попадете в беду, может это все специально устроено». Таким образом он предупредил трудовых мигрантов, - сказал правозащитник.
В последние годы правоохранительные учреждения России и Узбекистана в рамках борьбы против терроризма активно сотрудничают и в Узбекистан направляются фото и видеоматериалы на граждан, которые поехали в Россию, особенно на тех, кто объявлен в розыск.
Кроме того, участились случаи хищения правоохранительными силами Узбекистана разыскиваемых граждан по обвинению в религиозном радикализме и терроризме на территории России и обнаружении их в последующем в тюрьмах Узбекистана.
Чистая молитва трудовых мигрантов может стать основанием для их обвинения.
Также среди этих сообщений есть такие, согласно которым есть списки мечетей России, в которых могут собираться радикально настроенные религиозные люди, и что такая деятельность этим мечетям разрешена специально.
- Таким радикальным имамам дают возможность свободно работать, возможно, государство желает знать, кто из молящихся имеет радикальные настроения, как мы предполагаем, - сказал Абдусалом Эргашев.
Активисты выражают обеспокоенность тем, что трудовые мигранты могут молиться в такой общине по незнанию, и их чистая молитва может стать основанием для их обвинения.
Кроме того, усилен порядок проверки на границе возвращающихся из-за рубежа граждан Узбекистана.
- В мобильных телефонах, планшетах обнаруживают религиозные проповеди и видео, и на основе этого происходят аресты. Потому что сейчас по причине предотвращения распространения порнографических материалов они имеют право проверять всю технику. В последние годы практически все сажаемые в тюрьму по религиозным обвинениям – это трудовые мигранты, работавшие в России, - сказал правозащитник Абдусалом Эргашев.
Кстати, в августе этого года в Кашкадарьинской области была брошена тюрьму большая группа вернувшихся из России трудовых мигрантов по обвинению в причастности их к Исламскому движению Узбекистана.
В радио «Озодлик» была направлена копия определения суда от 19 августа 2014 года.
В бумаге написано, что родившиеся и проживающие в Кашкадарьинской области трудовые мигранты отправились в 2010-2013 годах в Россию на заработки и стали членами Исламского движения Узбекистана, действующего в Пакистане.
«… с этой целью они выделили 500 долларов США из заработанных в России денег и хотели присоединиться к террористским группам, добравшись до Пакистана на поезде «Москва-Баку-Захидон-Вана». Кроме того, в лагерях на территории Российской Федерации они проходили джихадистскую подготовку и изучали владение огнестрельным оружием и планировали изменение президентского и парламентского строя в Узбекистане», - говорится в постановлении суда.
Общество «Эзгулик» Узбекистана, со ссылкой на защитников осужденных и их родственников, пишет, что сейчас в Кашкадарьинской области ведется следствие и допросы в отношении еще более 60 человек, подозреваемых в причастности к Исламскому движению Узбекистана.
Согласно Абдусалому Эргашеву, такие судебные дела отмечены также в Андижанской и Ферганской областях.