Группа студентов Кокандского государственного педагогического института обратилась в радио «Озодлик», и они пожаловались, что их принудительно вывезли на сбор хлопка с 17 сентября на два месяца, однако до сих пор не выплатили обещанные за сбор хлопка деньги.
Представитель руководства института сказал, что не знает о такой проблеме, но пообещал выяснить и принять меры. В то же время известно, что и в других ВУЗах и колледжах Узбекистана широко распространены случаи, когда деньги за собранный хлопок фермеры выплачивают наличными ответственным сотрудникам ВУЗов, но при этом деньги теряются, не доходя до студентов.
Студенты Кокандского государственного педагогического института наравне со всеми своими сверстниками из учебных заведений Узбекистана по два месяца из учебного года проводят на полях, собирая хлопок.
- Деньги за собранный хлопок в период с 17 сентября по 2 октября полностью забирают за питание на хлопке. Но сказали, что за все остальные дни все деньги заплатят нам. Заинтересованные в этом ребята очень старались. Есть такие, кто собирал и более 100 килограммов в день. В среднем же в октябре студенты собирали по 40-50 килограммов в день. Нам обещали заплатить за каждый килограмм по 230 сумов. Но до сих пор денег не видно, - сказал студент из Коканда.
По утверждению этого студента и его однокурсников, студенты 1-2 курса обращались несколько раз по поводу зарплаты к руководителям хлопкового штаба, а также к фермерам, у которых собирали хлопок.
- Фермеры сказали, что они тогда же сразу и заплатили деньги преподавателям, и у них нет задолженности за хлопок. А в бухгалтерии института говорят, что у них нет наших денег, что, если бы были, то отдали. Начальник штаба и деканат при нашем обращении отправляют нас снова в бухгалтерию. Нигде нет наших денег, - сказал один из студентов.
Поднявший трубку телефона в ректорате Кокандского государственного педагогического института сотрудник сказал, что не в курсе проблемы не выплаты студентам денег за хлопок. По его словам, во время сезона хлопка на каждом факультете были созданы специальные штабы, на которые была возложена обязанность вовремя выплачивать студентам деньги за хлопок.
Если бы мы знали об этом, то студенты давно бы получили свои деньги. Эту проблему должен решать каждый факультет сам. За эти вопросы отвечают деканы, - сказал представитель руководства института.
Во время хлопкового сезона существует много схем, приносящих доход в карман организаторов.
Корреспондент радио «Озодлик» в течение дня названивал декану факультета Кокандского Государственного педагогического института, студенты которого пожаловались, а также руководителю штаба, однако те не поднимали трубку телефона.
Тогда корреспондент радио «Озодлик» связался с некоторыми фермерами, которые вынуждены пользоваться трудом студентов на своих полях во время сбора хлопка.
По утверждению источника радио «Озодлик», хорошо знающего процесс, фермер под давлением властей каждые пять дней оплачивает наличными деньгами труд работающих во время сбора хлопка на его полях.
- У фермера не десять жизней, поэтому он строго выполняет это распоряжение. Мы платим наличными деньгами за каждый собранный килограмм хлопка самому рабочему или же начальникам штабов институтов. Если студенты не получили своих денег, то надо спрашивать у начальников штабов. Во многих институтах и колледжах ректоры и деканы, сговорившись, делят эти деньги между собой. В некоторых институтах сверху не платят деньги за бюджетных студентов, и тогда используются деньги за хлопок. Однако в большинстве случаев эти деньги просто присваиваются, - сказал один из фермеров.
По его утверждению, несмотря на то, что за питание и проживание студентов платит фермер, со студентов также удерживают деньги за «питание».
- Во время хлопкового сезона существует много схем, приносящих доход в карман организаторов, и невыплата студентам денег за их труд – это одна из таких схем. Студента, требующего своих денег, запугивают отчислением из института или провалом на сессии. Поэтому что могут сделать бедные ребята? И родители их, конечно, боятся, что их детей могут выгнать за какие-то жалкие 50-100 тысяч сумов, когда они с таким трудом поступили на учебу. Если с каждого учащегося присваивать столько денег, то посчитайте, сколько это будет в сумме, - сказал фермер, у которого дети тоже собирали хлопок и не получили денег.
Ежегодно в Узбекистане под давлением правительственных структур миллионы людей принуждаются к труду, и это становится причиной резкой критики на международной арене.
После того как триллионный бизнес на Западе объявил бойкот узбекскому хлопку, правительство Ташкента вынуждено было ограничить использование детского труда. Однако такое ограничение пока не избавило учащихся колледжей и институтов от принудительного труда, за который еще и не платят.