Несмотря на непрекращающиеся призывы международных организаций, выступающих против принудительного труда, в Узбекистане и в этом году работников бюджетных организаций мобилизовали на весенние сельскохозяйственные работы.
Согласно данным, полученным радио «Озодлик», в Джизакской, Самаркандской и Кашкадарьинской областях Узбекистана учителя школ и колледжей, а также сотрудники медицинских учреждений с начала мая мобилизованы на сельскохозяйственные работы.
Преподаватель одной из школ Каттакурганского района Самаркандской области рассказал на условиях анонимности радио «Озодлик» следующее:
- В Каттакурганском районе Самаркандской области с 5 мая работников школ выводят на прополку хлопка на поля. Также принуждают выходить на поля работников специальных образовательных учреждений. При этом предупреждают, что за отказ уволят с работы, - сказал учитель из Каттакургана.
Такая же ситуация наблюдается и в других областях Узбекистана.
На хлопковых полях Джизакской области день и ночь продолжается прополка хлопчатника.
Учеников не посылают на поле, но с каждой школы должны выходить по 15 человек. Поэтому учителя вынуждены идти работать на поле, побросав все дела в школе, - сказал учитель из Джизака.
Представители Областного отдела народного образования не стали опровергать информацию и привлечении учителей на сельскохозяйственные работы. Однако, согласно им, никаких распоряжений свыше о привлечении учителей к прополке не поступало.
- Никакого приказа нет. В отдаленных районах, возможно, по взаимному соглашению учителей выводят на полевые работы. Но к нам никаких распоряжений по поводу привлечения учителей на сельскохозяйственные работы не поступало, - сказал представитель Управления народного образования Джизакской области, с которым связался корреспондент радио «Озодлик».
В Чирокчинском же районе Кашкадарьинской области наряду с учителями на полевые работы привлечены в добровольно-принудительном порядке и работники медицинских учреждений.
- Сейчас мы по 10 человек выходим на полевые работы по 5 дней. Это в добровольно-принудительном порядке. Начальство говорит, что добровольно, но вы ведь знаете, что у нас нет добровольных вещей, - сказал сотрудник 1-ой детской больницы в Чирокчи.
В Узбекистане и раньше наблюдалось привлечение сотрудников бюджетной сферы на сельскохозяйственные работы помимо сбора хлопка осенью.
Несмотря на заявления правительства Узбекистана о запрете детского принудительного труда, наблюдается привлечение учеников школ и студентов наряду с государственными работниками на полевые работы во время учебного процесса.
Но в этом году пока нет сообщений о выходе учеников школ на полевые работы.
Руководитель Альянса правозащитников Узбекистана Елена Урлаева говорит, что наблюдает ситуацию вблизи.
- Прополка только начинается. Поначалу привлекаются сотрудники бюджетных организаций. Ученики школ и студенты также не останутся в стороне. Но пока в этом году привлечение учащихся на полевые работы не наблюдается, - сказала Елена Урлаева.
Правозащитники, в частности Елена Урлаева, говорят, что основным фактором привлечения сотрудников бюджетных организаций к принудительному труду является желание правительства Узбекистана получить дешевый урожай хлопка.
- Пока в Узбекистане не будут проведены полностью реформы сельского хозяйства и фермерам не дадут свободно нанимать рабочую силу, проблема принудительного труда будет продолжаться, - сказала Елена Урлаева.
Сейчас более 130 предприятий мира отказывается покупать узбекский хлопок из-за привлечения к его сбору детского труда.