В одном из писем, поступивших в радио «Озодлик», автор пожаловался, что его односельчане не могут брать гальку из протекающей через их кишлак реки, потому что хозяин кирпичного завода города Чирчика приватизировал реку.
Изучая обстоятельства по данной жалобе, радио «Озодлик» столкнулся с дефицитом информации по данной проблеме.
Вот текст письма, поступившего в радио «Озодлик»:
«Мы не можем брать из реки скапливающийся песок, гальку и камни для использования в строительстве, наш кишлачный бай М. ака (в письме указано полное имя) никому это не разрешает, если он поймает кого-либо, кто берет песок или гальку из реки для нужд строительства своего дома, того заставляет в качестве наказания отработать 1 неделю на его заводе, но ведь речной песок и галька – природные, они для всех. Мы жаловались в районный хокимимят, но бесполезно, потому что они оказались бессильны, а жаловаться в вышестоящие инстанции мы не в силах, пожалуйста, посоветуйте, что нам делать».
Корреспондент радио «Озодлик» связался с автором письма. Оказалось, что он проживает в кишлаке Корабой гражданского поселения Абай Бустанлыкского района Ташкентской области Узбекистана.
Автор письма попросил не называть его имени (он сказал: «У М. ака руки длинные, если узнает, то может сделать что угодно»). Он объяснил смысл его письма.
По его словам, население кишлака Корабой издавна использует песок и гальку из реки Чирчик для своих нужд. А теперь право добывать песок и гальку из реки оказалось только у хозяина Чирчикского кирпичного завода М. ака, в результате жители кишлака вынуждены привозить песок и гальку из другого места за 40-50 километров от кишлака, соответственно затраты на это выросли в 4-5 раз.
Корреспонденту радио «Озодлик» не удалось связаться с хозяином Чирчикского кирпичного завода М. ака, приватизировавшим реку Чирчик.
Однако ответы представителя комитета Экологии и защиты природы Ташкентской области на вопросы радио «Озодлик» представляются важными для автора письма, чтобы указать, в каком направлении нужно искать правду.
Краткий смысл ответов представителя комитета состоит в следующем:
1. Неприятное известие для автора жалобы из кишлака Корабой: Населению запрещено брать из реки песок и гальку. То есть, как пишет автор в письме, «речной песок и галька – природные – они для всех», неверно – не для всех!
2. Право добывать песок и гальку из реки может быть дано юридическим лицам на определенных условиях.
Значит, население кишлака Корабой, а также территориальные учреждения могут попросить «М. ака» показать документы, дающие ему право использовать реку в своих интересах.
Представитель Комитета экологии и защиты природы Ташкентской области разъяснил условия использования реки.
По его словам, право добывать песок и гальку из реки дается с условием очистки русла реки и его выправления, а также укрепления берегов. Для этого местный хокимият выделяет юридическому лицу определенный участок, который сначала проверяют эксперты Комитета экологии и защиты природы, затем учреждение составляет проект, в котором указывается, насколько добыча безопасна для окружающей среды. На основе этого комитет выдает заключение. Население не имеет права брать из реки песок и гальку для своих нужд. Это будет незаконно.