Правительство Узбекистана доложило, что план по заготовке коконов шелкопряда перевыполнен. Однако фермеры Узбекистана говорят об убытках при заготовке коконов шелкопряда, о том, что им не платят за продукцию, что широко распространена практика «приписок». Об этом сообщают эксперты издания «Биржевой лидер» со ссылкой на «Озодлик» (радио «Свобода» в Узбекистане).
В нынешнем году узбекские шелководы заготовили более 26,2 тысячи тонн коконов, о чем сообщило агентство УзА. С каждой коробки грены получено в среднем по 58,2 килограмма урожая.
Заготовка коконов шелкопряда в Узбекистане возложена на плечи фермеров.
Местные хокимы контролируют выполнение плана позаготовке коконов шелкопряда. Фермерам распределяют шелковичных гусениц соответственно площади земель фермера. Выращивание коконов – это принудительная работа для фермеров.
Корреспондент радио «Озодлик» побеседовал с фермером из Сырдарьи, пожелавшим не называть своего имени. По словам фермера, ему выдано пять коробок грены для выращивания.
Фермер распределил эти коробки между своими работниками. Гусеницы питаются листьями дерева шелковицы (тутовника) и едят без остановки. Очень трудная задача в течение месяца откармливать гусениц.
При распределении коробок гусениц во внимание не принимается, есть ли деревья шелковицы в этой местности в достаточном количестве или нет.
Поэтому фермеры иногда вынуждены за сотни километров доставлять за свой счет листья шелковицы.
Фермер рассказал, что из-за нехватки корма часть гусениц погибает, другая часть дает некачественные коконы.
- Такие объективные причины хокимами не учитываются, они только требуют выполнение плана, - говорит фермер.
Он сказал, что ждет вызова в прокуратуру из-за невыполнения плана.
По подсчетам самого фермера, в этом году он потерял на выращивании коконов 3.5 миллиона сумов своих денег.
Он пожаловался, что за 7 лет он ни разу пока еще не получил денег за выращенные коконы.
Узбекские шелководы с опаской относятся к ежегодным сообщениям о выполнении плана. По их мнению, широко распространена практика «приписок», то есть фермеры платят деньгами за несуществующие коконы.
Один из бывших хозяев фермерского хозяйства Иштиханского района Самаркандской области утверждает, что сейчас все фермеры в его районе платят по 1-2 миллиона сумов за невыполненный план.
- За последние 15 лет из-за отсутствия газа все деревья шелковицы были распилены на дрова. Коконы не выращиваются, однако план по заготовке выполняется. По моим достоверным данным, 398 фермерских хозяйств заплатили по 1-2 миллиона сумов – и план «выполнен». Этим занимается районный пункт приема коконов, - сказал собеседник.
Радио «Озодлик» не может подтвердить утверждение председателя фермерского хозяйства.
Фермеры Узбекистана жалуются на низкие закупочные цены коконов и на то, что в шелководстве не могут получить прибыли.
В то же время выращивание коконов навязывается фермерам в принудительном порядке. Фермеры же платят своим работникам зерном или сеном.
Переработкой коконов в Узбекистане занимается 26 предприятий.
Согласно информации, полученной радио «Озодлик» из государственной акционерной компании «Узбекенгилсаноат» (Узлегпром), эти предприятия каждый год заключают договора с компаниями по заготовке коконов.
Согласно сотруднику «Узбекенгилсаноат», 70 процентов шелкового волокна, произведенного в Узбекистане, идет на экспорт, 30 процентов используется внутри страны.