Как сообщило накануне издание для инвесторов «Биржевой лидер», президент Узбекистана Ислам Каримов был срочно госпитализирован.
Эксперты отмечают, что впервые за 25 лет бессменного правления страной было официально объявлено о госпитализации Каримова. Хотя здоровьем глава государства явно не блещет, у него целый букет хронических заболеваний, и, как сообщала узбекская оппозиция, он не раз попал в больницу с обострениями, вплоть до коматозного состояния. Симптоматично, что о состоянии здоровья 78-летнего Каримова говорят и пишут намного больше, чем о самочувствии Нурсултана Назарбаева, хотя президент Казахстана всего на 2 года младше своего коллеги.
Если раньше Каримов и «пропадал» на 2-3 недели из поля общественного зрения, официальные лица просто молчали по поводу причин его отсутствия. Но если сегодня сказали о госпитализации, то не исключено, что дело действительно плохо. Но кто может сменить Каримова на президентском посту? Официально своего преемника он не называл.
Согласно конституции Узбекистана, в случае недееспособности или смерти президента его заменяет председатель Сената Узбекистана. Но, как отметил главред интернет-портала «Фергана.ру» Даниил Кислов, нынешний спикер сената Нигматилла Юлдашев, в прошлом министр юстиции, – «это непубличная и никому не известная политическая фигура». В политических кругах Узбекистана уверены, что новым президентом станет нынешний премьер-министр Шавкат Мирзияев. Он близок к семье Ислама Каримова и является влиятельной фигурой в элитах Узбекистана.
Такой же точки зрения придерживается и российский журналист-международник Аркадий Дубнов. В своем блоге на сайте радиостанции «Эхо Москвы» он отметил высокие шансы 59-летнего Мирзияева, который возглавляет правительство уже 13 лет. Немаловажно, что он пользуется поддержкой всесильного босса Службы национальной безопасности Узбекистана Рустама Иноятова.
Как изменится центрально-азиатская республика при Мирзияеве? А. Дубнов считает, что при нем усилится российское влияние. Но не прямо, путем вступления Узбекистана в Евразийский экономический союз или ОДКБ, а опосредованно, в прагматических интересах. Однако нельзя исключать и прозападный крен Ташкента при новом президенте, однако в традициях восточной политики резких телодвижений не будет.
Автор: Александр Дынниченко