Сегодня, 1 сентября, Узбекистан отмечает День независимости, однако в этом году страна отмечает главный государственный праздник в атмосфере неопределенности, а торжественные мероприятия проводит глава правительства Шавкат Мирзияев. Более детально о том, как отмечает Узбекистан День независимости в этом году, узнавали журналисты раздела "Новости Мира" издания "Биржевой лидер".
После того как президент Узбекистана был госпитализирован из-за внезапного инсульта, тучи сгустились не только над страной, но и над всем Центральноазиатским регионом. 1 сентября Узбекистан отмечает День независимости, однако впервые с момента обретения страной суверенитета праздничные мероприятия проводит не президент, а премьер-министр, которого называют одним из наиболее вероятных претендентов на президентское кресло. При этом праздничный концерт, посвященный Дню независимости, который традиционно посещал Каримов, в этом году решено было отменить.
Власти Узбекистана упорно опровергают появившиеся в средствах массовой информации сообщения о смерти президента страны, а 31 августа о состоянии отца рассказала младшая дочь Каримова. Она, в частности, сообщила, что глава государства жив, находится в больнице, а его состояние медики оценивают как стабильное. Тем не менее атмосфера праздника в Узбекистане все равно омрачена неопределенностью в связи с состоянием здоровья Каримова. Усугубляет ситуацию отсутствие четкого понимания того, кто может сменить его в кресле главы государства.
По словам Дейрдре Тайнан, возглавляющей отделение Международной кризисной группы в Центральной Азии (Бишкек), события, которые в настоящее время происходят в Узбекистане, – это очень серьезное испытание. В письме, адресованном московскому бюро "Голоса Америки", она объяснила, что в случае, если Узбекистан застрянет в своем нынешнем состоянии неопределенности, если переходной период в стране превратится в политический хаос, то появиться чрезвычайно высокий риск насильственных конфликтов. Учитывая нестабильность всего Центральноазиатского региона, можно не сомневаться: хаос распространится здесь повсюду, причем достаточно быстро.
Правящие кланы Узбекистана могут использовать в собственных целях угрозу радикального исламизма – российские политологи.
Российские политологи, в свою очередь, отмечают, что деспотичный стиль правления Ислама Каримова обеспечивал в стране стабильность, а также держал в страхе исламистских боевиков. Одновременно с этим политологи предупреждают, что между правящими в Узбекистане кланами может начаться борьба за власть, в ходе которой они могут использовать угрозу радикального исламизма в своих собственных целях.
В частности, независимый военный аналитик Александр Гольц напомнил, что президент Узбекистана в течение довольно долгого периода был защитником от угрозы радикального исламизма не только для возглавляемой им страны, но и для всей Центральной Азии. К сожалению, объясняет эксперт, здесь, как это обычно бывает при тоталитарном режиме, все было основано на личности вождя: в Узбекистане Каримов сумел создать Службу национальной безопасности, контролирующую буквально все. При этом пока трудно говорить, как поведут себя сотрудники спецслужбы после того, как главы государства не станет.
Начиная с 1989 года, Ислам Каримов действительно держал Узбекистан, как говориться, в ежовых рукавицах. Его неоднократно критиковали за использование силовиков и судов для "обезвреживания" политических оппонентов, для преследования средств массовой информации и гражданских активистов. Подвергался критике узбекский лидер и за принудительные работы на хлопковых полях, к которым власти в принудительном порядке привлекают миллионы граждан.
Впрочем, ряд политологов полагает, что большая часть узбекских элит вовсе не заинтересована в том, чтобы в стране началась борьба за президентское кресло. Аркадий Дубнов, являющийся экспертом по Центральной Азии, объяснил, что даже победители могут в такой борьбе потерять в конечном итоге больше, чем приобрести, в случае, если в процессе борьбы допустят наступление хаоса и утратят контроль над страной. Он полагает, что существуют определенные пределы, за которыми элиты Узбекистана уже не смогут вести тяжелую борьбу с использованием нетрадиционных методов.
В Кремле будут внимательно следить за политической борьбой в Узбекистане – Тайнан.
Дейрдре Тайнан полагает, что в Москве будут очень внимательно наблюдать за политической борьбой в Узбекистане, поскольку в интересах Российской Федерации сохранение там стабильности. При этом она утверждает, что среди российских дипломатов Ислам Каримов был довольно непопулярной фигурой.
Москве в Узбекистане будет нужен человек, который будет восприимчив к политике Кремля – как минимум в публичном пространстве. В идеале новый президент Узбекистана должен способствовать присоединению страны к ОДКБ, а также стремиться к сближению с ЕАЭС. Впрочем, российское руководство, исходя из нынешних реалий, скорее всего, согласится на президента Узбекистана, просто не проявляющего враждебности по отношению к России или как минимум готового в дальнейшем придерживаться курса взаимного уважения в отношениях двух стран.