По словам Игоря Семиволоса, возглавляющего Центр ближневосточных исследований, в Узбекистане после смерти президента страны Ислама Каримова непременно начнется конфликт политических сил и элит. Более детально мнение Семиволоса о неизбежности конфликта между политическими силами и элитами в Узбекистане после смерти Каримова изучали журналисты раздела "Новости Мира" издания "Биржевой лидер".
Игорь Семиволос в статье, опубликованной изданием "Новое время", отметил, что ситуация, наблюдаемая в настоящее время в Узбекистане, когда все прекрасно понимают, что Каримов умер явно не 2 сентября, показывает, сколь осторожно реагирует на все местный политический класс. В данном случае важную роль играют 2 момента.
Во-первых, местный политический класс очень боится возникновения паники. Эксперт отметил, что, согласно имеющейся у него информации, после того, как только начали распространяться слухи о смерти президента Узбекистана, некоторые начали в панике покидать узбекскую столицу. Это весьма опасная ситуация, и в этой связи элиты начинают готовить население страны к тому, что Каримова уже нет в живых. Во-вторых, элиты начали переговорный процесс, в рамках которого они хотят достичь консенсуса относительно преемника умершего главы государства, а также пытаются разработать определенные правила игры на будущее.
В Узбекистане существует только лишь президентский институт – Семиволос.
Семиволос объяснил, что сейчас, когда Ислам Каримов только-только покинул этот мир, все, конечно же, будут клясться в верности его идеалам и заявлять о своей готовности работать по правилам, созданный главой государства. Но здесь есть одна проблема – в Узбекистане, по большому счету, существует только лишь созданный Каримовым президентский институт. Он создавал эту систему, как говорится, под себя, и после смерти президента повторить данный институт с широкими диктаторскими полномочиями уже не удастся – никто просто не позволит этого сделать. Разные игроки на узбекской политической арене не захотят, чтобы у кого-то были полномочия, при которых они сами окажутся, по большому счету, никем.
Все это означает как минимум проведение ревизии, а любая ревизия, в свою очередь, – это конфликт. В Узбекистане конфликт попросту неизбежен, однако масштабы его будут зависеть от степени агрессивности местных кланов. Еще одним работающим в этой стране институтом являются кланы, никак не заботящиеся об общественном благе. Кланы отличаются эгоистичностью, и заточены они на получение максимально возможной прибыли "своими". Пока не известно, удастся ли прийти к какому-то консенсусу лидерам больших кланов. Ранее в качестве арбитра выступал Каримов, но сможет ли стать арбитром его преемник, который будет так или иначе связан с одним из кланов, – большой вопрос. Семиволос убежден, что должность президента Казахстана станет поводом для начала очень серьезного конфликта.