После смерти президента Узбекистана И. Каримова, единолично и жестко управлявшего республикой 26 лет, возникли важные вопросы. Наиболее важно, сумеет ли новый лидер республики не допустить возникновения очагов терроризма, расшатывания внутренней политики внешними силами и религиозными радикалами течениями, обеспечить безопасность границ государства. Этой теме посвящен материал «Росбалта», с которым знакомит издание «Биржевой лидер».
В связи с последними событиями у новых властей Узбекистана могут возникнуть серьезные политические проблемы в регионе. Во времена правления Каримова соседям никак не удавалось подвигнуть его на действия, которые противоречили бы интересам страны. При этом у умершего президента оставались сложные отношения с главой Таджикистана, не идеальными они были и с некоторыми кругами в Киргизии. Похоже, что новым президентом должен стать либо премьер Ш. Мирзиеев, либо вице-премьер Р. Азимов. Мирзиев находится в тесной связи с большей частью узбекских силовиков. Кажется, что у него наилучшие шансы на победу. Азимов держит контроль над экономическим блоком правительства.
Если рассматривать позиции Узбекистана шире регионального ареала, то следует ожидать, что республика окажется под пристальным вниманием Запада, который ранее не мог пробить узбекскую политику изоляционизма. Как известно, Каримов избегал участия республики в международных структурах, и внешняя политика строилась на двусторонних отношениях. Наднациональные структуры не признавались и считались ущемляющими суверенитет страны. Теперь за республику в «сердце» Центральной Азии попытаются вступить в борьбу Китай, Россия, США, Евросоюз, Саудовская Аравия.
Каримов в последнее время посматривал в сторону России, и ей будет все равно, кто будет президентом республики, если новые власти будут готовы и дальше придерживаться прежнего курса. Любая нестабильность в Узбекистане и в Центральной Азии, распространение там идей радикального ислама, присутствие иностранной военной силы станут угрозами безопасности России, и потребуют с ее стороны жестких действий в ответ, что в настоящее время ей в общем-то ни к чему. Узбекистан в свое время вошел, но затем покинул ОДКБ, но имеет соглашение с Россией о том, что ее войска могут появиться в республике в помощь легитимным властям. Тем самым Москву устроит «каримовский» вариант Узбекистана. Каримов безгрешным не был, но при нем сохранялась устраивающая Кремль стабильность.
Китай также в целом должен быть обеспокоен сейчас стабильностью и предсказуемостью Узбекистана, поскольку он остается в числе ключевых звеньев «Великого Шелкового пути», развитие которого Пекином продвигается всеми силами. Кроме того, для Китая важно сохранять влияние в Центральной Азии. Страны Запада, и прежде всего США, постараются подмять Узбекистан под себя, чтобы ослабить российское и китайское влияние в Центральной Азии. Эта давняя мечта Запада может стать реальностью, если порушатся «устои» Каримова. Впрочем, несложно догадаться, что Россия и Китай такому развитию событий дадут отпор. С другой стороны в этом вопросе многое будет зависеть от расторопности заинтересованных сторон, раскошелятся ли Пекин и Москвой или Запад применит отработанные технологии «мягкой силы».
Также важно, как поведут себя узбекские элиты в борьбе за кресло президента, не станет ли конкуренция между ними дестабилизирующим фактором в республике, что позволит проявить себя внешним силам, а возможно и станет причиной местного варианта «майдана». Пока кажется, что элиты согласовали кандидатуру нового лидера государства без конфликта. Вероятно, они и сами опасаются нестабильности и разрушения управленческой модели Каримова. А эта модель способна оградить их от распространения «майданных» настроений и экспансии внешних сил. Важно отметить, что Узбекистан находится в процессе перехода к парламентской формы правления. В этом случае население ждет позитивных перемен. С учетом отсутствия особого материального благополучия ожидаются экономические реформы. Нужны новые рабочие места, ведь многие раньше отправлялись на заработки в Россию, но в последнее время там тоже появились свои проблемы и поток денежных поступлений от трудовых мигрантов сокращается. От властей ждут и послаблений в отношении свободы слова, появления хотя бы подобия независимых СМИ. С другой стороны, важно, чтобы не было гонений на проявления исламизма, потому что может возникнуть обратный эффект. В условиях зачищенного оппозиционного поля может обосноваться радикальный исламизм.
Пока идет подготовка к декабрьским президентским выборам, в Узбекистане открылась борьба за распределение сфер влияния. Для стран с неразвитой демократией переходный период всегда опасен, а для государств, где правилом был авторитарный принцип управления, тем более возникают риски спровоцировать столкновения политических и олигархических элит. пока таких признаков не обнаруживается, но позднее после проведения выборов может выясниться, что не совсем «корректно» были распределены сферы влияния и тогда обстановка может накалиться. также многое будет зависеть от новых властей во внешней политике. С учетом большого количества заинтересованных в регионе игроков новым властям предстоит соблюдать баланс в отношениях, чтобы не допустить дестабилизации. О том насколько это удастся, можно будет судить только спустя время.
Автор: Денис Мягкий