В этом году исполняется 75 лет с момента расстрелов в Бабьем Яру, где согласно данным историков было расстреляно до 150 тысяч евреев, которые были жителями столицы Украины и других провинциальных городов. С тех пор Бабий Яр стал символом Холокоста. Естественно, вышеуказанное событие является неотъемлемой частью истории евреев, однако что оно являет собой для представителей других меньшинств? Ответить на этот вопрос в интервью изданию DW согласился Иосиф Зисельс, глава Ассоциации еврейских общин и организаций Украины и, по совместительству, бывший правозащитник и «сиделец» советских времен.
«Перед ответом на поставленный вопрос, я хотел бы уточнить несколько моментов. Разные исследователи делают различные предположения о том, какое количество людей погибло в Бабьем Яру. Как все знают, цифры варьируются от 70 до 200 тысяч человек. Точно известно только то, что на протяжении 29-30 сентября здесь было расстреляно 33700 евреев. Эти данные известны из немецких документов - из доклада айнзатцгруппы С. Массовые расстрелы представителей указанного меньшинства шли и в октябре. Здесь убивали до 1943 года и убивали не только евреев. Согласно предварительным данным, около 30 процентов от расстрелянных не были евреями», - утверждает он.
Для евреев Бабий Яр является большой трагедией, о которой они вспоминают много лет. Это своего рода символ Холокоста. Во времена Советского Союза об этой трагедии умалчивали, а рассказывать о случившемся уже начали в послесоветское время. Сначала историю евреев изучали в еврейских школах, а затем, где-то в середине 90-х годов, данная информация вышла за пределы еврейских школ и стало изучаться в обычных школах, становилось темой коллоквиумов, семинаров и внешкольных занятий. «Сейчас я могу утверждать, что украинцы сегодня знают о Холокосте и о трагедии Бабьего Яра в разы больше, чем, к примеру, 20 лет назад. А вот достаточно ли этого? Нет!» - заявил Зисельс.
Знать исторические факты - это, естественно, важно, однако есть и другой, более важный аспект, - работа с прошлым, его переоценка, включая переоценку роли украинцев в событиях, произошедших в Бабьем Яру. Изучение прошлого и переоценка являют собой последовательные процессы с элементами параллелизма, поскольку чем больше люди узнают, тем больше у них возникает вопросов. «Я избегаю национальных определений, поскольку местное население по-разному воспринимало это. Одни - шли в полицию и участвовали в акциях против представителей еврейской общины, которые проводило командование фашистской Германии. Естественно, указанный аспект Холокоста начинает постепенно проясняться», - отметил глава Ассоциации еврейских организаций и общин.
Согласно утверждениям Зисельса, он присутствовал на некоторых дискуссиях молодых политиков Украины, которые по-другому переосмысливают то, что 20 лет назад в Украине и слышать не хотели. Сейчас об этом говорят больше. Этого опять-таки недостаточно для того, чтобы это считалось глобальным процессом осознания своей же ответственности, однако в Западной Европе также осознание того, что Холокост – трагедия всех, а не только евреев, пришло не сразу.
«С 1990 года я занимаюсь мониторингом антисемитских инцидентов и анализом различных ситуаций. Так вот: на сегодняшний день Украина является одной из стран Европы с наименьшим количеством антисемитских инцидентов. Все меняет ситуацию. Сейчас главное, что украинцы за все годы независимости постепенно меняют собственную идентичность, они становятся настоящими европейцами. Этот процесс, правда, противоречивый и медленный», - констатировал он.
Несмотря на большие усилия общественности, еще около года назад память о жертвах Холокоста не была увековечена нужным образом. На территории Бабьего Яра не было никакого музея, а мемориал был в незавершенном состоянии, но, как часто бывает в Украине, приближение годовщины вызвало желание действующих властей навести порядок в указанном вопросе. В частности, в канун 75-й годовщины трагедии с места сдвинулась достройка мемориального комплекса.
Историческая справка.
Напомним, когда моторизованная разведка фашистов вступала в Киев, Бабий Яр был окраиной города. Сперва гитлеровцы проводили карательные акции в Голосеевском лесу, поскольку они хорошо его знали и оттуда начинали осаду города. Уже вскоре возник «вариант» Бабьего Яра.
Первыми жертвами нацистской карательной машины стали евреи. Гитлеровская доктрина предусматривала полное уничтожение цыган и евреев. Также жесткие репрессии были применены по противникам оккупационного режима. В 1941-1943 годах Бабий Яр был местом массовых расстрелов цыган и евреев, советских военнопленных, членов ОУН, узников Сырецкого концлагеря, душевнобольных, подпольщиков и заложников.
Согласно предварительным данным, в Бабьем Яру было расстреляно 623 члена ОУН, среди которых была и известная поэтесса Елена Телига. Точное количество смертей неизвестно. Люди гибли семьями и после 1945 года было трудно установить фамилии всех погибших. Советская власть не очень интересовалась данным вопросом, поскольку скрывала количество жертв военных действий среди военных и гражданского населения.
Автор: Екатерина Кравец