23-летний Ислам Каримов-младший, внук покойного президента Узбекистана Ислама Каримова, в настоящее время живет в Лондоне. В интервью Узбекской службе Би-би-си он рассказал о судьбе своей матери Гульнары Каримовой, а также о ситуации вокруг семьи экс-президента.
Согласно словам Ислама, его мать, как и раньше, находится дома. На улице Яхъе Гулямова. Там ее держали с самого начала, а все слухи, что она якобы улетела в другие государства, или что ходила по городу – не соответствуют действительности. То есть, согласно словам Ислама, нанимались люди, которых соответственно одевали, и они ходили по городу. Ислам отметил, что из дому мать не выходила.
При этом, он рассказал, что ей не предъявляли никаких обвинений, не сказали, почему и на какой период. Просто поместили под домашний арест. Вместе с тем парень отметил, что все это «было еще при дедушке». Но после его смерти никто не сказал, продолжается ли домашний арест. Касательно условий содержания Гульнары, то, по словам ее сына, она находится не в самом доме, где жила раньше, а в пристройке к дому. В самом начале дом закрыли, а Гульнару поместили в пристойку, где две-три комнаты. Ислам отметил, что на мать идет моральное давление, которое невозможно ничем объяснить.
Согласно его словам, каждый, кто попытается приблизиться к дому, чтобы проведать мать, сразу арестовывается и доставляется на Гвардейскую (на этой улице находится следственный изолятор СНБ и тюрьма).
Также Ислам рассказал о своей сестре. Она сейчас находится в отеле «Туркистан», - туда ее поместили отдельно от мамы в феврале месяца. Она может свободно выходить, однако ночует там же. Ислам отметил, что если сестру отправят из государства, то с Гульнарой не останется никаких контактов, так как у него прямых контактов с мамой нет. Ислам опасается, что если что-то произойдет с матерью, - не будет ни свидетелей, ни человека, который имеет с ней контакт.
Ислам подчеркнул, что несмотря ни на что, вокруг матери есть люди, которые понимают, что происходит, понимают, что все это ненормально. Он рассказал, что в самом начале возле нее специально меняли людей, регулярно меняли смены, поскольку находясь там более 2-3 месяцев, смена начинала понимать, что это не простой домашний арест, а идет уничтожение человека: психическое, физическое и моральное уничтожение.
Еще два года назад Ислам-младший заявлял, что жизнь его матери в опасности. Сейчас, согласно его словам, ситуация лишь накаляется. Он уверен «практически на сто процентов», что его мать «хотят ликвидировать, и, скорее всего, через какое-нибудь отравление».
«Они не хотят, чтобы она вышла, ведь тогда все вскроется. Встанет множество вопросов, на которые нужно будет дать ответы. Никто не сможет на эти вопросы ответить, поскольку то, что происходило на протяжении всех этих лет не только с нами, а и вокруг нас – не имеет объяснений», - сказал Ислам Каримов.
На вопрос о том, кто подразумевается под словом «они» Ислам отметил: «Сложно сказать, кто именно».
На похороны дедушки Ислам не поехал. Он рассказал, что очень поехать, «но понимал, что тогда наша история навсегда закончится». Ислам рассказал, что несколько раз слышал от некоторых членов семьи и от СНБ, что «если бы он тут был – убрали бы сразу троих». Единственная причина, почему они ничего не делают с мамой и сестрой, говорит Ислам, «потому что понимают, что тут же начнется паника». «А если бы мы были там втроем - мы бы втроем и пропали, и через несколько лет про нас что-нибудь бы объявили. Упали с горы, к примеру, или еще что-то. Если бы я прилетел – то сделал бы для них большой подарок. Однако вопрос даже не во мне, вопрос в том, почему сестренка и мама, находясь там, в Узбекистане, не сумели попрощаться с отцом и дедом», - говорит Ислам.
Слухи о том, что президент сам отрекся от Гульнары и от ее детей, по словам Ислама Каримова, хотят выдать за действительность его тетя (Лола Каримова-Тилляева), бабушка и СНБ. Такой раскол в семье, полагает Ислам, произошел гораздо раньше, нежели он выявился наяву. Он рассказал, что у матери с ее сестрой раньше были нормальные отношения. Гульнара закончила с золотой медалью математическую школу. Она занималась спортом, начинала строить собственную карьеру. А все то, что делала Гульнара, ее сестра пыталась повторять. Ислам больше винит в расколе дедушку. «Дедушка часто говорил тете: почему ты не можешь быть как сестра, почему не можешь хорошо учиться, почему не можешь быть как она. А это, на мой взгляд, неправильно. Это на нее повлияло. Всю жизнь была какая-то гонка. Она всегда хотела показать, что она также на что-то способна. Я думаю, что как раз оттуда и возникла ненависть, поскольку она не могла достигнуть уровня мамы. Мы хотели помириться с бабушкой и тетей. Мы адекватная сторона и мы хотим разговора, диалога, мы хотим понять, что им от нас нужно, чтоб все жили в мире. Но этого не происходит. Никто даже не говорит, почему ее держат», - рассказал Ислам.
На вопрос о том, собирается ли он просить в Британии политического убежища, Ислам Каримов ответил: «Я не хочу. Все равно для меня моя родина – Узбекистан. Находясь здесь, я не бегу от своей родины, а просто гарантирую безопасность своей семьи».