4 декабря прошли досрочные выборы президента Узбекистана, превращенного бывшим бессменным лидером этой страны Исламом Каримовым в одно из наиболее репрессивных в мире государств. Об этом 5 декабря размышляет Абдужалил Абдурасулов на страницах сайта ВВС.
Вероятнее всего, победа на выборах будет одержана временно исполняющим президентские обязанности премьер-министром Шавкатом Мирзиеевым.
Политологи и аналитики задаются вопросом, следует ли ожидать перемен демократического характера после упомянутых выборов. Эксперты редакции «Новости Мира» журнала для инвесторов «Биржевой лидер» полагают, что для повышения своей популярности Мирзиеев сочтет необходимым отменить ряд политических мер, принятых Каримовым.
Мирзиеев начал улучшение отношений с соседями, которые при Каримове были весьма напряженные. И.о. президента активно принимает участие в изменении законодательства, подписывая и продвигая тот или иной популистский закон – о противодействии коррупции, упрощении процесса регистрации предпринимательских структур и тому подобное.
Кроме того, предложил Мирзиеев смягчение валютных правил. В нынешнем своем виде они крайне непопулярны в Узбекистане, где люди не могут менять свободно валюту.
Но, по мнению ряда наблюдателей, эти все изменения являются лишь временными мерами, направленными на легитимизацию властных полномочий. Маловероятно, что избавится Мирзиеев от репрессивной системы, поскольку она помогает ему остаться у государственного руля. Ровно так же, как машина репрессий позволяла до этого Каримову удерживать президентскую должность на протяжении четверти века.
Могила Каримова в Самарканде:
Экспертное сообщество утверждает, что с течением времени, когда Мирзиеев полностью сосредоточит в собственных руках власть, он будет более открыто пользоваться устрашением и принуждением, чтобы обезопасить пост президента от вероятных посягательств конкурентов.
Однако Узбекистан могут ожидать изменения в экономике: страна пребывает в кризисе и ей жизненно необходимо привлечь иностранный капитал, который поспособствует разрядке социального недовольства в обществе.
Мирно идущий переход властных полномочий после кончины Каримова красноречиво говорит о том, что правящей прослойкой Узбекистана достигнуто согласие о кандидатуре его политического преемника. И изменения статус-кво не входят в ее интересы. Элита воспринимает Шавката Мирзиеева как продолжение системы, приносившей ей пользу.
Рустам Азимов, один из его вероятных соперников, держался в тени после смерти Ислама Каримова, хотя был его первым заместителем и министром финансов в республике.
Если придет Мирзиеев к власти, то влияние этого деятеля будет лишь расти, по этой причине нужно было его потенциальным конкурентам раньше действовать – вряд ли решится кто-нибудь бросить открыто ему дерзкий вызов после состоявшихся выборов.