Надежды на то, что в Узбекистане будут проведены политические реформы, оказались, судя по всему, преждевременными – результат президентских выборов, на которых победил экс-глава правительства Шавкат Мирзиеев, указывает на сохранение системы, выстроенной отошедшим в мир иной бывшим главой государства Исламом Каримов. Более детально о том, стоит ли надеяться на политические реформы в Узбекистане с приходом к власти Мирзиеева, узнавали журналисты раздела "Новости Мира" издания "Биржевой лидер".
Результаты президентских выборов в Узбекистане, как отмечает издание EurasiaNet, не стали неожиданными. В том, что кресло главы государства займет Шавкат Мирзиеев, практически никто не сомневался. Однако процент набранных новым президентом голосов, напомнивший о лучших советских традициях, говорит о том, что все надежды на проведение в стране политических реформ оказались преждевременными.
Напомним, что согласно предварительным данным, обнародованным Центризбиркомом Узбекистана 5 декабря, Мирзиеев победил с результатом в 88,6 процента голосов, совсем немного не дотянув до 90 процентов, набранных Каримовым по итогам президентских выборов, состоявшихся в прошлом году. По мнению местных государственных средств массовой информации, недавние выборы президента стали самым настоящим прорывом, если оценивать их с точки зрения демократических стандартов. Впрочем, международные наблюдатели давали более сдержанные оценки.
В частности, наблюдатели ОБСЕ в предварительном докладе по результатам президентских выборов в Узбекистане, отметили, что ограничения основополагающих свобод и доминирующая позиция государственных игроков являются факторами, подрывающими основу для политического плюрализма. Данные факторы в конечном итоге привели к проведению предвыборной кампании, где не было реальной конкуренции. Средства массовой информации освещали выборы в контролируемых и крайне ограниченных условиях. При этом избиратели, из-за распространения СМИ информации, диктуемой властями, были лишены доступа к альтернативным точкам зрения.
Победа Мирзиеева, с учетом стоявшего за ним административного ресурса, была предрешена еще до выборов.
Победа премьер-министра, временно исполнявшего обязанности главы государства после смерти Каримова, была предрешена еще до выборов, ведь за ним стоял мощный административный ресурс. При этом обнародованные итоги выборов явно указывают на желание официального Ташкента придать новому президенту страны статус легитимности, который просто невозможно оспорить. При этом явка на выборах, согласно данным Центризбиркома, составила 87,8 процента – ее вполне можно сопоставить с явкой в 91 процент, заявленной в прошлом году.
Власти страны всячески старались стимулировать как можно более высокую явку избирателей на участки, открывшиеся в 6 часов утра. Например, в день голосования проезд в общественном транспорте сделали бесплатным. Более того – на помощь пришла даже погода. Например, в Ташкенте столбик термометра поднялся до 18 градусов тепла – весьма необычной температуры в это время года.
При этом наблюдатели ОБСЕ обнаружили случаи нарушений при подсчете голосов, голосований через посредников, и вбрасывания в урны фальшивых бюллетеней. В соответствующем докладе они отметили, что в 12 процентах случаев наблюдений за ходом голосования были выявлены серьезные нарушения, противоречащие как действующим нормам местного законодательства, так и обязательствам в рамках ОБСЕ. В 46 из 77 случаев наблюдателями была дана негативная оценка процессу подсчета голосов. При этом на более чем половине избирательных участков, на которых присутствовали наблюдатели, было замечено несоблюдение требуемой процедуры выверки.
Ради авторитета нужно было озвучивать более скромный результат, от 60 до 80 процентов – Саттаров.
Стоит отметить один, достаточно любопытный момент - Либерально-демократичекская партия, выдвинувшая Мирзиеева кандидатом на должность главы государства, заявила в день выборов, что ее представитель одержит победу с результатом в более чем 80 процентов голосов. Вместе с тем политолог Рафаэль Саттаров, комментируя ситуацию, сложившуюся перед голосованием, подчеркнул, что имитация выборов была организована достаточно качественно, очень красочно, и без наблюдавшегося ранее параноидального подхода. Перед выборами он прогнозировал, что победитель, судя по всему, получит "свои 80 процентов".
При этом Саттаров полагает, что ради авторитета следовало бы указать более скромные цифры, в пределах от 60 до 70 процентов, поскольку в ином случае можно нарваться на мощный троллинг со стороны международных организаций. После того, как стали известны результаты голосования, политолог заявил о своем разочаровании. По его словам, произошедшее можно охарактеризовать одним словом – "позор". Итоги президентских выборов показали, что ожидать снижения градуса авторитаризма в Узбекистане явно не стоит. По мнению политолога, скорее всего процесс "закручивания гаек" внутри страны будет продолжен. Отметим, что перед выборами были некоторые признаки определенных перемен в Узбекистане, однако результаты голосования показали – ожидание перемен пока преждевременно.