После избрания Шавката Мирзиеева президентом Узбекистана государство быстрыми темпами стало «открываться», мириться с соседями по региону Центральной Азии, пытаться стать привлекательным для иностранных инвесторов, а также инициировало создание собственного военно-промышленного комплекса, пишет «Росбалт».
Издание подчеркивает, что политика практически полного изоляционизма, которая имела место в период правления покойного Ислама Каримова, стала меняться, а целью ее, судя по всему, является амбиция Узбекистана стать ведущей страной в Центральной Азии. Таким статусом в настоящее время обладает Казахстан, однако претендовать на него может и Узбекистан: страна граничит со всеми республиками Центральной Азии, имеет наибольшее в регионе население – около тридцати миллионов человек, да и само расположение Ташкента ищут все мировые глобальные игроки.
Что касается «открытости» Узбекистана, то здесь особо следует подчеркнуть, что не так давно появилась информация, которую население страны ожидало долгие годы - власти собираются усовершенствовать паспортно-визовую систему и порядок выезда/въезда в страну. Самым актуальным в этом контексте для граждан Узбекистана является отмена разрешения на выезд за пределы государства. Запрет выезда за рубеж, в соответствии с данной инициативой, будет прерогативой судов.
Следует отметить, что согласно действующему законодательству, граждане Узбекистана могут годами ожидать выездной визы, это распространяется даже на журналистов, правозащитников и деятелей культуры. Ситуацию с правом выезда за рубеж в Узбекистане можно сравнить только с северокорейской.
Новый глава государства взялся также за приватизацию государственной собственности, причем достаточно быстрыми темпами. Для этого он подписал указ об упрощении и ускорении реализации объектов госсобственности для их последующего использования в предпринимательских целях. Речь идет об объектах не стратегического назначения. Для бизнеса при приватизации будут действовать разные льготы, в числе которых трехлетняя рассрочка платежа.
Помимо этого президент Узбекистана утвердил госпрограмму по противодействию коррупции, предусматривающую создание в государстве механизмов защиты свидетелей и других участников уголовного процесса. Государственная программа включает в себя также мероприятия по 5 приоритетным направлениям.
А дальше – еще больше. Таджикистан и Узбекистан, которые раньше делали все для уменьшения транспортной зависимости друг от друга и даже прекратили сообщение между многими областями двух государств, вдруг начали обсуждать вопрос касательно строительства железной дороги в обход Туркменистана, а также возможность уменьшения тарифов на транзит ж/д грузов.
В Узбекистане сейчас происходит нечто невообразимое, отмечает «Росбалт». Дошло до того, что власти государства впервые решили обнародовать в марте месяце индекс открытости органов госвласти и управления. Он охватит 47 властных субъектов. Целью такого плана является изучение мнения общественности о работе тех или иных государственных структур, выявление низкорейтинговых органов и их «подтягивание» до необходимых стандартов.
Особого внимания заслуживает тот факт, что лидер страны Мирзиеев инициировал создание в государстве военно-промышленного комплекса для переоснащения армии современной военной техникой и вооружением. В государстве разрабатывается комплексная 4-летняя программа по покупке продукции военного назначения, модернизации и ремонту находящейся на вооружении техники.
Что выгоднее?
Но что же в действительности происходит в прежде закрытом Узбекистане? Действительно ли страна «открывается» или это только иллюзия? Собирается ли Ташкент прибрать к рукам регион и играть в нем главенствующую роль? Все эти вопросы далеко не праздные, так как Узбекистан является самым крупным и специфическим государством Центральной Азии. От этой страны зависит не только мир в самом регионе, но и безопасность в глобальном понимании, так как Узбекистан граничит с территориями с высокой терактивностью. А также потому, что за влияние в Центральной Азии борются все крупные мировые игроки.
Для начала новое руководство Узбекистана при помощи «ослабления вожжей» пытается завоевать симпатии и поддержку своего собственного долгое время запуганного населения. Это довольно прагматичный подход к ситуации, который может ликвидировать проблему застаревших противоречий как в самом государстве, так и в его отношениях с соседями.
Не разругался Узбекистан разве что с Казахстаном, во многом определяющим политический, экономический и региональный климат. В 2013-ом Астана и Ташкент подписали договор о стратегическом партнерстве. Но Казахстану может не понравиться амбиция Ташкента играть ведущую роль в регионе, и он способен сдержать соответствующие поползновения. С другой стороны, Узбекистан вряд ли сумеет переиграть Казахстан и два эти государства при Мирзиееве скооперируются для сохранения стабильности и безопасности в регионе, а также взаимовыгодного сотрудничества с соседними странами. Соседи же отличаются различным уровнем развития. Если они скооперируются с Узбекистаном и Казахстаном, то регион станет гораздо более привлекательным с инвестиционной точки зрения, а также более независимым, устойчивым к воздействиям извне. То есть Казахстану и Узбекистану выгодно сотрудничать, нежели соперничать, и потянуть за собой весь регион.