Руководство Узбекистана меняет курс в отношении своих трудовых мигрантов. Так, в прессе появились сообщения, что в Ташкенте готовятся существенно нарастить штат сотрудников своих дипломатических представительств за рубежом, а также количество самих этих представительств в Казахстане и особенно в Российской Федерации. Информационное агентство «Фергана» приводит слова первого замминистра иностранных дел республики Жавлона Вахабова, заявившего, что «загранучреждения Узбекистана оказались не готовы к стремительному росту миграционных потоков из государства, которое отмечается на протяжении последних лет».
Еще сравнительно недавно, во время правления первого президента Узбекистана Ислама Каримова, умершего в прошлогоднем сентябре, в стране открыто не говорили о проблемах трудовой миграции. Каримов не жаловал гастарбайтеров, поскольку понимал, что тотально контролировать эту массу людей так, как он контролирует население, узбекским спецслужбам просто не по силам.
В начале 2013 года тогдашний лидер Узбекистана поручил прокуратуре и МВД «разобраться с мигрантами», назвав трудовых мигрантов бездельниками. Согласно информации инсайдеров, меры были действительно приняты: в ВУЗах молодежь должна была давать подписку о невыезде из государства. По телевидению показывали фильмы про СПИД и иные напасти, ожидающие гастарбайтеров в РФ. Везде расклеивались соответствующие плакаты. Старейшинам жилых кварталов было предписано сообщать об уехавших на заработки.
Но эти меры не принесли существенного результата - поток мигрантов в РФ сократили не они, а экономический кризис, разразившийся в этой стране. Согласно словам узбекского политолога Юрия Черногаева, команда Каримова понимала выгоду от оттока людей на заработки за рубеж: ведь они приносили немалые деньги.
«На протяжении последних лет наш бюджет в среднем составлял порядка 60 миллиардов долларов. В минувшем году переводы от мигрантов через банки и по почте составили 2,8 миллиарда, тогда как до кризиса в России эта сумма доходила до 6 миллиардов», - отмечает эксперт. При этом, согласно словам политолога, хотя официально порядка трети узбекского населения находится за чертой бедности, почти в каждом сельском дворе есть автомобиль, отмечаются пышные свадьбы. «Практически каждая семья в селе получает помощь от своих посланцев в РФ. В год это в среднем порядка пяти тысяч долларов наличными. Это огромные деньги, при том что сельские жители питаются скромно, из собственного огорода, а излишки продают», - поясняет Черногаев. Согласно оценке эксперта, во многом как раз мигранты обеспечивали в государстве социальную стабильность. «Практически каждый шестой трудоспособный гражданин уехал из государства. Наши гастарбайтеры работают во многих государствах, однако РФ привлекательна знакомым языком, а также тем, что туда можно ехать без выездной узбекской визы».
Даниил Кислов, главный редактор «Ферганы», в интервью DW сказал, что после смерти Каримова и укрепления в должности президента Шавката Мирзиеева в Узбекистане стало можно говорить о наличии мигрантов. «Еще не так давно их просто не существовало, теперь узбекская пресса начала писать про миграционные проблемы. На местном ТВ уже прошло несколько передач. Параллельно созданы межправительственные и межпарламентские группы РФ и Узбекистана по миграции», - отмечает он.
Указанные группы должны заняться созданием законодательной базы для планов, которые прописаны в проектах и меморандумах на будущее. Российская Федерация и Узбекистан хотят организованно привлекать рабочую силу. «Поскольку если какой-то крупный работодатель в России – к примеру, завод или олимпийский объект – собирается нанять несколько тысяч человек, сейчас он не знает, как их набрать, чтобы и в Узбекистане это также было легально. Насколько мне известно, сейчас даже есть план сделать все эти процедуры настолько прозрачными, чтобы налоги с гастарбайтеров взимались в Узбекистане», - рассказывает Кислов. Открытие дополнительных консульств в России – первый шаг к модернизации всей мигрантской жизни, полагает главный редактор «Ферганы».
«Узбеки-гастарбайтеры пребывают на территории РФ на основании патента, который необходимо каждый месяц оплачивать, также необходимо регулярно оформлять разные документы», - отмечает он. Что же касается надежд на то, что после открытия дополнительных консульств ситуация упростится, то, согласно данным Кислова, раньше узбекские дипломаты почти никогда не помогали мигрантам в разрешении их проблем на территории РФ. Тем более что большинство уехавших на заработки не встают на консульский учет. «Всего лишь пару десятков тысяч мигрантов в России стоят в консульствах Узбекистана на учете. И когда человек приходит с проблемой, будь то обман работодателя или еще что-то, консульство старается отойти в сторону», - говорит Кислов.
Согласно информации Черногаева, рабочая группа, которая занимается межправительственным соглашением по трудовой миграции, в прошлом месяце начала работать над тем, чтобы упорядочить миграционный поток из Узбекистана в РФ, однако сделать так, чтобы, по выражению эксперта, «получилось как лучше, а не как всегда», очень сложно.