Неоднозначная ситуация со свободой слова в Узбекистане беспокоит правозащитников уже давно. В последнее время фиксируются позитивные изменения в ситуации, сообщают журналисты раздела «Новости Узбекистана» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на ВВС.
Как правило, жители Узбекистана, самой густонаселенные страны Центральной Азии, не воспринимают СМИ как источники информации, на страницах прессы чаще можно увидеть государственную пропаганду и материалы, использующиеся для формирования нужного общественного мнения. Большинство людей не смотрит местное телевидение и не читает газеты из-за отсутствия более-менее правдивых новостей, вездесущего восхваления власти и задержек в обнародовании информации. Для получения информации жители Узбекистана ищут альтернативные источники – зарубежные новостные агентства, социальные сети и российские телеканалы.
В жестко контролируемой информационной среде Узбекистана в последние месяцы фиксируются беспрецедентные изменения. После смены руководства страны государственное телевидение и пресса начали обращать внимание на присутствующие в стране проблемы. Журналисты начинают говорить о распространении коррупции, бюрократии, безработице и массовом оттоке рабочей силы.
В сюжетах телевизионных каналов и публикациях независимых новостных сайтов наблюдается высокая активность в обсуждении ряда социальных проблем, считавшихся до недавнего времени запретными. С момента обретения страной независимости в 1991 году теперешняя попытка либерализации прессы является самой заметной. Однако власти продолжают по-прежнему очень внимательно следить за всеми источниками информации, поэтому эксперты воздерживаются от сравнения теперешней ситуации в стране с советским вариантом гласности.
Президентские предложения.
Инициатором этого реформирования стал новый президент Узбекистана Шавкат Мирзияев, сменивший в конце прошлого года на должности главы государства покойного Ислама Каримова. Многолетний неизменный лидер страны держал Узбекистан под жестким контролем, новый президент неоднократно упрекал местную прессу в неэффективности и призывал к более смелой и свободной журналистике.
Президент убежден, что от прежних подходов, предусматривающих замалчивание проблем, нужно избавляться, а телевидение нуждается в критических и аналитических материалах. На конференции в Ташкенте 30 марта Мирзияев заявил, что телезрители должны ждать программ, затаив дыхание. Именно низкое качество журналистики в Узбекистане глава государства назвал главной причиной того, что жители страны вынуждены искать информацию в зарубежных источниках.
Указ о реформировании Национальной телерадиокомпании (НТРК), основного медиахолдинга страны, президент подписал в мае. Он также инициировал создание специальной комиссии для анализа работы компании и разработки комплекса мер, способных улучшить показатели эффективности работы журналистов. Комиссия в свою очередь предложила общественности представить свои предложения о способах сделать национальное телевидение более актуальным и интересным.
По инициативе Мирзияева уволен глава НТРК Алишер Ходжаев, занимавший эту должность на протяжении многих лет. Сейчас пост занимает Хуршид Мирзохидов, бывший министр по развитию информационных технологий и коммуникаций. Неожиданным решением стало назначение популярного исполнителя Озодбека Назарбекова, хорошо известного своими откровенными высказываниями, главой телеканала «Йошлар», одного из крупнейших в Узбекистане.
Самым значительным из решений президента Мирзияева в отношении средств массовой информации стало создание телеканала «Ozbekiston 24», предназначенного для разработки и внедрения «нового формата новостной журналистики». В день рождения узбекского президента, 24 июля, начал вещание первый круглосуточный новостной телеканал, чем-то похожий на российский канал «Вести 24».
Журналисты позитивно оценили новые правила работы.
На призыв президента о формировании журналистики нового образца работники прессы откликнулись с радостью. Через короткое время телевизионные каналы представили общественности новые ток-шоу, среди которых «Мнение», «Открытый диалог» и «Треугольник». Программы предлагают телезрителям другой, более объективный взгляд на многие проблемы в экономике и социальной отрасли.
Справедливости ради следует заметить, что проблем, о которых можно и нужно говорить, хватает. В Узбекистане крайне ограничены возможности обмена валюты, процветает бюрократия, растет преступность, даже коммунальные услуги предоставляются с перебоями. Общественные и гражданские службы в стране не отличаются высокой эффективностью. Большинство этих тем никогда в центре внимания прессы не были.
В Узбекистане, где официальные лица долгое время не общались с прессой, граждане получили уникальную возможность узнать больше информации о правительстве. В эфире ток-шоу некоторые депутаты даже признаются, что их политические силы очень далеки от настоящих проблем электората. Более критический подход к освещению событий применяется также в печатной прессе.
Тем не менее, несмотря на перемены, нельзя сказать, что в Узбекистане появляется полноценное и динамичное медийное пространство с настоящей свободой слова. Руководство страны продолжает контролировать все сообщения, появляющиеся в прессе. Журналисты получают лишь ту степень свободы, которую чиновники считают безопасной. Однако в стране, где коррупция наносит вред всей государственной системе, даже ограниченная свобода слова может быть полезной для борьбы со злоупотреблениями и способствовать снижению социальной напряженности.