Последние события в США тем или иным образом затронули многие острые политические, социальные, экономические, международные сферы деятельности, в том числе пресловутую тюрьму в заливе Гуантанамо, построенную в 2002 году на основе военно-морской базы США в 30 километрах от одноименного кубинского города.
Напомним, что в этом учреждении содержатся лица, обвиняемые властями США в терроризме, диверсиях, военных действиях на стороне противника и других подобного рода преступлениях. Эта тюрьма стала своего рода символом самого страшного наказания, которое только может ожидать обвиняемых, поскольку, согласно слухам, там с данной категорией граждан никто особо не церемонится, более того, к ним нередко применяются пытки.
Но сегодня, в свете последовавшими за выборами президента США событиями, будущее Гуантанамо стало весьма неопределенным. И не только для заключенных, пишет ВВС, но и для ее охранников и администрации. Не лишне напомнить, что Барак Обама за восемь лет своего президентства пытался закрыть печально известную тюрьму. Но, как видим, безуспешно. Продолжит ли дело своего предшественника Дональд Трамп? В этом попытались разобраться политологи журнала «Биржевой Лидер».
Как «начиналась» Гуантанамо.
Как мы уже говорили, тюрьма в заливе Гуантанамо своих первых постояльцев приняла в 2002 году. По словам очевидцев, заключенных одевали в оранжевые комбинезоны и размещали в «стальные клетки» под безжалостно палящим кубинским солнцем. Почему американцы выбрали именно этот регион для такого учреждения? Дело в том, что ранее здесь функционировала военная база, арендованная Вашингтоном после американо-испанской войны в 1903 году.
Поскольку база располагается не на территории США, то не подпадает под американское законодательство. Следовательно, все, что здесь происходило с заключенными, носило неофициальный характер, как будто вовсе и не происходило. А это значит, обвиняемым попросту невозможно было пожаловаться на какие-либо действия «обслуживающего персонала», если, по их мнению, с ними обращались противозаконно. В том-то и дело, что здесь, по сути, американских законов и не было, соответственно, и жаловаться на них не приходилось.
В 2004 году запланированная изначально как временная, тюрьма стала постоянным лагерем «Дельта». Увеличивалось количество заключенных, однажды достигшее рекордного показателя в 700 человек. Уже бывший лидер США Барак Обама на второй день после инаугурации на свой первый президентский срок 22 января 2009 года издал распоряжение, предписывавшее закрыть тюрьму в Гуантанамо.
Начались перевозки заключенных в другие тюрьмы. Вроде бы распоряжение выполнялось, но на самом деле не все так просто было. Прежде всего потому, что палки в колеса ставил Конгресс, вопреки распоряжению запретивший заключенных из Гуантанамо переводить в тюрьмы на территории США.
В настоящее время в Гуантанамо насчитывается менее 60 заключенных. Документы на освобождение готовы для 20 из них, но… успеют ли они покинуть стены мрачной кубинской тюрьмы до ухода администрации Обамы? Никто не дает однозначного ответа. Зато Дональд Трамп ясно выразился по этому поводу, написав в «Твиттере» следующее: «Более никаких освобождений. Это очень опасные люди и им не должно быть позволено вернуться на поле боя». А ранее, во время своей предвыборной кампании, Трамп заявил, что «заполнит Гуантанамо плохими парнями».
Будущее Гуантанамо: на что надеются заключенные?
Так что же ожидает Гуантанамо, если и заключенные, и охранники дезориентированы сложившимся положением, и никто не в курсе, к чему следует готовиться? Как рассказал ВВС командующий лагерем №6 (здесь содержится большая часть оставшихся заключенных) полковник Стив Габавикс, заключенные, как и все другие, следили за выборами в США. Их поведение после объявления результатов ничем не отличалось от их поведения в любой другой день пребывания в тюрьме. «Они просто хотели узнать, что дальше», – прокомментировал полковник.
В свою очередь побывавший несколько раз в этом учреждении корреспондент ВВС заметил, что если в предыдущие годы память о терактах 2001 года влияла на атмосферу в тюрьме («чувствовалось напряжение и агрессия с обеих сторон»), то в последнее время взаимоотношения между охранниками и заключенными стали более управляемыми, даже обыденными. Администрация Гуантанамо заявила, что заключенные стали более послушными.
Командующий объединенной группой охраны Гуантанамо адмирал Питер Кларк проинформировал, что «постояльцев» волнует вопрос, прекратятся ли переводы заключенных в другие тюрьмы с приходом нового президента США. Но ответа не знают даже в самой администрации, а адвокаты заключенных могут лишь предполагать, что будет дальше. Однако, добавил Кларк, если заключенные поймут, что их не переведут, могут возникнуть конфликтные ситуации.
В Гуантанамо есть «особый» лагерь – №7. Никто из непосвященных точно не знает, где он находится, поэтому в прессе по этому поводу часто возникает масса спекуляций. Известно, что в нем пребывают чрезвычайно опасные преступники, например, такие, как подозреваемый в организации терактов 11 сентября Халид Шейх Мохаммед.
Если предвыборные обещания Трампа реализуются, то Гуантанамо будет принимать новых заключенных. Потенциально тюрьма может вместить около 150 новых постояльцев, а для большего количества «плохих парней» потребуется отстраивать дополнительные «жилые зоны».