Судебное разбирательство в Международном суде ООН, длившееся десять лет, завершено и подвело итог двухсотлетнему территориальному спору между Колумбией и Никарагуа. Группа островов в Карибском море по решению суда отошла к Колумбии, но Никарагуа не оказалась в накладе, поскольку суд четко определил ее права на воде, расширив и указав морскую границу страны.
В результате этого решения, Никарагуа, как и Колумбия получают доступ к потенциальным нефтегазовым месторождениям и увеличивают площадь для рыбного промысла. Немаловажно, что порядок пользования ресурсами данной акватории определен для сторон, отмечают аналитики журнала "Биржевой лидер".
Впервые интересы стран столкнулись в этом регионе почти 200 лет назад, в самом начале девятнадцатого века. В начале двадцатого века договор о границах в этом районе был подписан сторонами. Но в восьмидесятые годы, когда в Никарагуа правили сандинисты, страна аннулировала, действующий на тот момент, договор. Действующая власть в Никарагуа решением Международного суда довольна и признает его, но колумбийская сторона решением суда не вполне удовлетворена, что может создать проблемы сейчас или в будущем. Ведь исполнение вердиктов судей ООН не является обязательным.
Президент Колумбии Хуан Сантос уже заявил публично, что не согласен с этим решением суда, который, по его мнению, вышел за рамки действующего между странами соглашения. Со своей стороны, президент Никарагуа уже дал ответ на заявление президента Колумбии, сказав, что ожидает уважительного отношения к решению международного суда и выразил сомнение в правомочности своего коллеги давать оценку судебному решению.
Острова раздора
Спорные острова представляют собой архипелаг, расположенный приблизительно в 775 километрах от береговой линии Колумбии и в 230 километрах от Никарагуа.
В решении суда говорится четко, что острова Китасуэньо, Серранилья, Кайо-Боливар, Ронкадор, Серрана, Бахо-Нуэво, Альбукерке, а также воды и морское дно вокруг них принадлежат Колумбии. В этом же решении суда отмечены увеличение площади территориальных вод Никарагуа, что позволяет ей расширыть регион рыбного промысла и предоставляет доступ к нефти и газу на этом шельфе. При этом Международный суд ООН отметил, что данное решение никоим образом не затрагивает границы территориальных вод соседних Гондураса и Коста-Рики.
Через несколько часов президент Колумбии заявил о несогласии с решением суда и вылетел на один из островов архипелага, с очевидной целью такого демарша. Однако следует заметить, что в 59-й статье Статута Международного суда говорится, что решение суда является обязательным лишь для участвующих в деле сторон и только по данному делу. Колумбия как раз и является стороной в этой судебной тяжбе.
Далее, в статье 60-й этого же Статута говорится, что решение суда окончательно и обжалованию не подлежит. В случае спора по смыслу решения или объему толкование производится Международным судом по требованию любой из сторон процесса.
Так что президент Колумбии явно поторопился с такими резкими заявлениями, хоть его советникам следовало бы лучше изучать документы международных организаций, тем более, когда ищешь там защиты. Итак, решение Международного суда в данном деле имеется и оно является обязательным для сторон к исполнению.
Президент Никарагуа решением суда доволен и даже предложил отпраздновать его в стране. Судебное разбирательство тянулось с 2001 года, начавшись с иска Никарагуа с претензией на спорные островки в Карибском море. "Суд вернул Никарагуа то, что принадлежало нам всегда, тысячу квадратных километров природных ресурсов", - заявил Ортега.
Спор за острова берет начало с тех времен, когда Испания теряла контроль над этими территориями в результате обретения независимости ее бывшими колониями.
Никарагуа и Колумбия заключали договор о разграничении в 1928 году, где многие вопросы были решены, в том числе вопрос суверенитета островов в Карибском море. Однако в 1980 году правительство сандинистов в Никарагуа этот договор аннулировало, заявив, что оно заключалось под давлением Соединенных штатов. В 2007 году Международный суд уже выносил постановление, что предыдущий договор должен быть восстановлен в полном объеме и силе, а также что три острова из этого архипелага Санта-Каталина, Провиденсия и Сан-Андрес принадлежат Колумбии.
В том, что есть смысл бороться за шельф, говорит пример соседней Венесуэлы, которая только по одному проекту с китайской компанией добывает в бассейне Карибского моря свыше 400 тысяч баррелей нефти в сутки.