Противоборство правительства и оппозиции в Венесуэле зашло в тупик. Окончательной победы не удается добиться ни одной из сторон, об этом сообщают журналисты раздела «Новости мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на Би-би-си.
Ситуация в Венесуэле, похоже, зашла в тупик. У правительства и оппозиции есть сильные и слабые стороны, которые друг друга уравновешивают. В результате окончательной победы не удается добиться ни одному из участников конфликта. Эксперт по Латинской Америке из университета штата Джорджия Дженнифер Маккой отмечает, что правительству удалось сохранить контроль над оружием и получить помощь ряда иностранных союзников, но народной поддержки у власти нет. Оппозиция в свою очередь заручилась более широкой международной поддержкой. К противникам власти позитивно относится население, но уговорить военных массово дезертировать и перейти на их сторону оппозиционерам не удалось.
На минувшей неделе с помощью служб безопасности оппозиционеры освободили одного из своих лидеров Леопольдо Лопеса, который находился под домашним арестом. Новые акции протеста против президента Мадуро потрясли государство и закончились столкновениями между полицией и демонстрантами.
В статусе исполняющего обязанности президента Хуана Гуаидо признали около 50 стран. Мадуро остается у власти, а контролируемая оппозицией Национальная Ассамблея не может принимать законы. Обе стороны конфликта продолжают обвинять друг друга в незаконном захвате власти. Существует несколько сценариев выхода Венесуэлы из тупика:
- переговоры отдельные аналитики считают лучшим способом восстановления стабильности в Венесуэле. В 1980-х годах Кондаторская группа помогла прекратить военные конфликты на территории Центральной Америки. В ходе переговоров противоборствующие стороны могут решать не только базовые проблемы вроде проведения выборов или обновления государственных структур, но и срочные задачи, включая возобновление стабильной подачи электроэнергии.
Успех переговоров будет непосредственно зависеть от готовности сторон к компромиссам и способности признавать собственные ошибки. После предыдущих неудачных попыток провести переговоры с представителями власти оппозиция сторонникам Мадуро не доверяет. По мнению ряда аналитиков, в 2014 и 2017 годах попытки диалога провалились, поскольку правительство не видело для себя выгоды в переговорах. Тогда власть контролировала все государственные институты и могла положиться на поддержку международного сообщества, сейчас многие чиновники попали под санкции США и ЕС, легитимность Мадуро не признают мировые державы и торговые партнеры Каракаса;
- крах чавизма, косвенным свидетельством которого является освобождение Леопольдо Лопеса. В рядах венесуэльских служб безопасности зреет недовольство. За минувшие несколько месяцев от президента отвернулись некоторые влиятельные чависты, в их числе бывший прокурор, министры и военные офицеры. По словам Маккой, лица из окружения Мадуро могут покинуть президента ради переходного правительства. Планируется, что будущая венесуэльская власть будет учитывать интересы всех, проведет выбор и институциональные реформы.
Неконтролируемое разрушение чавизма может обернуться насилием со стороны так называемых «колективос» (вооруженные группы людей, не имеющих отношения к военным). Активисты также страдают от кризиса и сейчас все громче выражают недовольство правлением Мадуро, которого до недавнего времени защищали. С другой стороны, «колективос» планируют вести борьбу с оппозиционерами, которых считают радикальной правой элитой, поддерживаемой Вашингтоном;
- крах оппозиции с повторением событий 2014 и 2017 годов. Тогда оппозиция разделилась и прийти к власти не смогла. Жителей Венесуэлы больше всего волнует городская преступность и выживание в период экономического кризиса. Политический консультант в Каракасе Дмитрий Пантулас констатирует, что Мадуро сможет спокойно удерживать контроль над страной, несмотря на все проблемы, если власть посадит в тюрьму Гуаидо и на это население и международное сообщество никак не отреагируют;
- государственный переворот. С уверенностью Венесуэлу можно назвать страной с довольно богатой историей военных переворотов. Последний датируется 2002 годом, когда Уго Чавеса на 48 часов отстранили от власти. При этом латиноамериканское государство так и осталось разобщенным.
Недавно оппозиционеры призвали силовиков присоединиться к ним и сместить президента. В этом заключается основная стратегия политической борьбы Гуаидо. Еще раз он повторил свой призыв во вторник, стоя в окружении группы солдат. Сложно сказать, насколько офицеры недовольны ситуацией в стране и сколько силовиков готовы присоединиться к восстанию против президента. По словам Гуаидо, их много.
Военные эксперты также говорят о волнениях в армейских рядах. Однако в данном случае готовность к восстанию не следует рассматривать как поддержку оппозиции. Венесуэльские военные считают себя антиимпериалистами, многие силовики не доверяют оппозиции, которую поддержал Вашингтон. Государственный переворот вряд ли разрешит политический кризис в Венесуэле, а фактор вооруженных «колективос» делает этот сценарий еще более рискованным;
- иностранное вторжение. Неоднократно оппозиционеры призывали к международному военному вмешательству по сценарию панамской операции 1989 года, когда США сместили военное правительство Мануэля Норьеги. Нынешняя ситуация в Венесуэле более сложная – кроме большой армии в государстве есть также гражданские вооруженные формирования. Николаса Мадуро поддерживают Россия и Китай, что ограничивает шансы на успех любой попытки внешнего вмешательства.
Президент США Трамп недавно заявил, что Вашингтон рассматривает все возможные варианты в отношении венесуэльского кризиса. Многие эксперты полагают, что региональный кризис станет одной из ключевых тем предвыборной кампании 2020 года. Однако военное вмешательство вряд ли санкционирует Совет Безопасности ООН, в котором Россия и Китай имеют право вето. В случае, если ни один из вариантов не сработает, Венесуэла в дальнейшем будет пребывать в тупике между правительством и оппозицией.