Вопросы «валютных войн» сегодня, пожалуй, настолько же актуальны, как пару лет назад была актуальной проблема надвигающегося мирового кризиса. Ведь, по сути, если вслед за Китаем еще несколько стран начнут активно удешевлять свою валюту, это приведет к самым настоящим торговым войнам. А не хотелось бы…
Не хочется, судя по всему, и США, которых эта проблема коснулась непосредственно. Косвенно о своем желании проведения миролюбивой валютной политики заявил, например, министр финансов этой страны Тимоти Гайтнер. В частности, давая интервью популярному американскому изданию The Wall Street Journal, он отметил, что основные мировые валюты – доллар, евро и иена, – на его взгляд, в настоящее время находятся в одинаковых условиях, то есть в определенном равноправии по отношению друг к другу. Более того, Вашингтон, учитывая данное обстоятельство, не намерен предпринимать действия, направленные на девальвацию собственной валюты. Однако многие аналитики склонны считать, что тем самым Тимоти Гайтнер дает понять, что США в ближайшее время не будут снижать курс доллара. А это не значит, что ранее страна «не предпринимала действий» по девальвации национальной валюты, как сообщил министр. К данному моменту, действительно, слова Гайтнера подтверждаются тем фактом, что на мировом рынке американский доллар укрепил свои позиции, поднявшись на несколько позиций. С другой стороны, отмечают эксперты, на рост доллара по отношению к евро (по состоянию на сегодняшний день) повлияло именно выступление министра финансов США.
После чего инвесторы дружно бросились скупать американские доллары…
Кроме данного заявления Тимоти Гайтнер выступил за согласование всеми странами так называемой большой двадцатки общих правил и норм, касающихся валютной политики. (Напомним, что саммит стран G20 на уровне министерств финансов и центральных банков пройдет в предстоящий уикэнд в Южной Корее). Однако многие американские чиновники не видят предпосылок для создания этих самых «общих правил и норм».
Интересно, что министр финансов США все мировые валюты классифицировал по трем группам. В первую он «внес» государства с «недооцененными по любой шкале» валютами – таких, например, как Китай. Однако, по мнению Гайтнера, у КНР есть все шансы сократить «пропасть» между долларом и юанем. Надо только сохранить наметившийся темп роста национальной валюты Китая к доллару. При этом в этом вопросе, по его мнению, другие развивающиеся страны сыграют значительную роль.
Вторая группа, предложенная министром, включает «развивающиеся экономики с гибким валютным курсом, которые проводят интервенции или вводят налоги для снижения рисков значительного укрепления валюты, «пузырей» на рынках и инфляционного давления». США к таким мерам, как сказал глава ведомства, относится терпимо.
Ну и третья валютная группа «Гайтнера» состоит из «уравновешенных основных мировых валют».
В последнее время ряд стран, среди которых Южная Корея, Бразилия, Тайланд и др., с помощью валютные интервенций сдерживали «удорожание» национальных валют. Эти меры были предприняты с целью остановить снижение темпов роста экспорта, что, естественно, негативно отражалось на их экономике. На фоне данных событий Бразилия, Колумбия, Южная Корея, Тайвань и Россия ужесточили регулирование потоков денежных средств с целью предотвратить валютные колебания.
Отметим тот факт, за последние дни мировое сообщество больше чем когда-либо пристально изучает поведение мировых валют. Интерес подогревается высказываниями видных в финансовом мире людей. Например, глава МВФ Доминик Стросс-Кан взбудоражил общественность, пригрозив «валютными войнами», если страны решат использовать валютные курсы как инструменты для решения своих собственных проблем. Подлил масло огонь министр финансов Бразилии Гвидо Мантега, «порадовавший» всех сообщением, что мире уже начались валютные войны, вызванные искусственным понижением курса национальных валют некоторыми странами.
Заметим, что «валютные войны» станут одним из приоритетных вопросов на предстоящей встрече стран G20. По информации агентства финансовых новостей Dow Jones, участникам саммита рекомендовано «воздержаться от конкурентной девальвации».
В этой связи интересно еще одно заявление министра финансов США, в котором он признался, что «будет оказывать давление на министров «двадцатки», чтобы добиться принятых решений по обеспечению нового экономического баланса. В результате, по его мнению, экономика многих стран станет менее зависимой от экспорта их продуктов в США.
Возвращаясь к «сбалансированным» мировым валютам – доллару, евро и иене – министр финансов США противопоставляет их «несбалансированному» китайскому юаню, который, к тому же, управляется правительством страны. Однако эксперты считают по-другому: «сбалансированности» в полном смысле этого слова между мировыми валютами не существует, поскольку евро на самом деле оказался переоцененным, а в самих Штатах, по их мнению, управляют курсом валют как минимум не хуже, чем в развивающихся странах.
В отношении Китая официальная позиция США, согласно Гайтнеру, совпадает с некоторыми странами Европы – Китай должен более быстрыми темпами (на 20-40%) укреплять национальную валюту. Однако, говорят эксперты, Поднебесная «не может себе такого позволить», поскольку в противном случае многие предприятия окажутся на грани банкротства, и резко возрастет безработица в стране.