Заявление Хиллари Клинтон, государственного секретаря Соединенных Штатов, было скорректировано Госдепартаментом. Речь идет о том, что объединенный законодательный документ, который отменяет поправку Джексона-Вэника и устанавливает визовые ограничения в связи с «делом Магнитского» будет принят, как заявила Клинтон, уже в текущем месяце.
До этого на брифинге, прошедшем после саммита АТЭС во Владивостоке, американский госсекретарь сделала заявление, в котором отметила, что Белый Дом настроен на принятие закона об отмене поправки Джексона-Вэника в сентябре. Говоря об этом, Клинтон подразумевала единый проект закона, который включает ряд торговых и правозащитных вопросов. Известно, что Сенат готов проголосовать за подготовленный объединенный документ, тогда как Палата представителей - еще нет. Пока документы не будут объединены во единый и утверждены конгрессменами, о каких-то перспективах его принятия говорить слишком рано, объясняют в госдепе.
В практике сложилось правило, когда обе палаты американского Конгресса работают над идентичными проектами, потом согласительная комиссия создает из них единый, который уходит на подпись президенту. Виктория Нуланд, официальный представитель Госдепартамента, заявила, что сроки принятия закона полностью зависят от Конгресса. Безусловно, чем быстрее это произойдет, тем лучше для всех сторон.
Документ, о котором столько разговоров, нацелен нормализовать американо-российские торговые взаимоотношения. В госдепе подтверждают, что после того, как Росссия стала членом ВТО, что произошло не без поддержки Вашингтона, отмена поправки Джексона-Вэника стала необходимостью, поскольку она нарушает условия ВТО, не позволяя американским компаниям пользоваться всеми возможными преимуществами в рамках торгового объединения.
Заметим, что ранее речь шла о том, что итоговое голосование по данное законопроекту в связи с приближающимися президентскими и парламентскими выборами будет перенесено на будущий год. Заявления такого содержания звучали из уст Дэвида Кэмпа, руководителя финансового комитета, и Джона Бонера, спикера Палаты представителей.
На сегодня же вопрос о «списке Магнитского» не заложен в повестку работы на сентябрь, он может быть рассмотрен, как говорят в кругах конгрессменов, не ранее ноября. Заметим, что визовые санкции в отношении ряда россиян, якобы причастных к смерти Сергея Магнитского, аудитора инвестфонда Hermitage Capital, в следственном изоляторе, а точнее законопроект, вводящий их, появился в стенах Конгресса еще в прошлом году. С тех пор о нем говорят как о «списках Магнитского». Данный законопроект должен быть сперва утвержден обеими палатами, потом в единый документ его оформляет согласительная комиссия. Когда эти процедуры проделаны, документ направляется в Белый дом на подпись главе государства.
Что касается вопроса об отмене ограничительной торговой поправки наряду со «списком Магнитского», то его стали обуждать практически сразу, после того как сенатор Бенджамин Кардин и конгрессмен Джеймс Магноверн внесли на рассмотрение законопроект о визовых ограничениях для участников дела Сергея Магнитского. Немало парламентариев стали говорить о необходимости поддержать усилия по нормализации торговых отношений с Россией, правда, в обмен на принятие документа о соблюдении прав и свобод человека. Белый дом тогда очень критиковал такую затею, однако сторонников своей позиции в достаточном количестве собрано не было. Американская администрация говорила о необоснованности принятия документа о «списке Магнитского», тем более, что де-факто он уже действует. Парламентарии не были удовлетворены такими доводами, поэтому рассмотрение законопроекта продолжается, включая и привязку с отменой поправки.
На данный момент Палата представителей рассматривает два отдельных законопроекта, которые касаются торговли с Россией и прав человека. В июле два идентичных документа были объединены финансовым комитетом сената конгресса США в единый, который и был утвержден. Аналогичная процедура должна пройти в Палате представителей. Ожидалось, что обе палаты проголосуют за объединенный документ еще до августе, но из-за прений в штабе республиканцев, до этого не дошло и сейчас.
Как заявляла Хилари Клинтон, в отмене «холодной визовой войны» заинтересован, в первую очередь, американский бизнес, впрочем российская сторона также оказывается в выгодном положении, если не говорить о второй части нового объединенного закона. Российским чиновникам и бизнесу теперь придется только ожидать, что им уготовит эта вторая часть, направленная на защиту прав человека, ведь последнее, как известно, является слабым место РФ.