Как известно, любое стихийное бедствие, помимо прямой угрозы жизни людей, несет с собой массу негативных последствий для экономики пострадавших государств. Однако, экономические процессы не подвержены прямым оценкам, и действуют по своим законам, один из которых ставит во главу угла спрос на те или иные товары и услуги, представляя его как основной двигатель различных отраслей. Это утверждение верно в любом, даже самом экстремальном случае, и приводит к тому, что те же стихийные бедствия могут приносить национальной экономике не только ущерб, но и… доход, что способствует росту валового внутреннего продукта в целом.
Наглядным примером этого может служить ситуация в США, восточное побережье которых пострадало в конце октября текущего года от тропического шторма «Сэнди», который в последствии был переквалифицирован в ураган. Как напоминают аналитики раздела «Новости США» журнала «Биржевой лидер», жертвами урагана и вызванного им наводнения стали 110 человек, а около 40 тысяч жителей были вынуждены перебраться во временное жилье, ибо их дома оказались разрушены. Первые оценки экономических экспертов по «горячим следам» указывали, что ущерб от урагана может составить от 2 до 100 миллиардов долларов, однако, с течением времени оценка ущерба была установлена на уровне около 50 миллиардов долларов, из которых 33 миллиарда долларов – ущерб, который понес наиболее пострадавший штат Нью-Йорк.
Впрочем, в настоящее время появились новые оценки последствий «Сэнди», которые носят позитивный оттенок и свидетельствуют о том, что процесс восстановления домохозяйств и инфраструктуры пострадавших территорий может дать положительный экономический эффект и даже внести свою лепту в показатель ВВП. По данным агентства «Bloomberg», американская компания по экономическому прогнозированию «Economic Outlook Group» оценила доход, который может принести процесс восстановления от последствий урагана в размере от 140 до 240 миллиардов долларов, что в несколько раз превышает оценки размера ущерба от стихийного бедствия. Прежде всего, речь идет о том, что власти совместно с населением будут вынуждены идти на закупку строительных материалов, техники и других необходимых предметов. При этом, в «Economic Outlook Group» предполагают, что процесс восстановления частично будет сопутствовать с процессом укрепления инфраструктуры на случай подобных стихийных бедствий в дальнейшем. Кроме того, компании, производящие стройматериалы, а также розничные и оптовые торговые организации, в связи с ростом объемов продаж, будут вынуждены прибегать к найму дополнительной рабочей силы, что поможет в определенной степени снизить безработицу. Экстраполируя все эти обстоятельства на показатель ВВП, в компании приходят к выводу, что позитивный эффект от восстановительного процесса составит около 0,5 процента ВВП. К аналогичному выводу пришли и эксперты «Goldman Sachs», которые также прогнозируют позитивный эффект в размере от 0,25 до 0,5 процента ВВП. По мнению экономистов, заметен этот эффект будет уже в первом полугодии будущего года, на которое планируется пик восстановительных работ и связанных с этим приобретений.
Примечательно, что дополнительные средства, которые вольются в экономику США, будут поступать из различных источников – от бюджетных субвенций до страховых выплат и сбережений населения. Так, только штат Нью-Йорк, который, как сказано выше, более других пострадал от стихии, намерен запросить у федерального правительства помощь в размере 30 миллиардов долларов, которые будут направлены на ликвидацию последствий. Об этом, как сообщает информационное агентство «Associated Press», в середине текущего месяца заявил губернатор штата Эндрю Куомо, по словам которого, за счет бюджетных средств запланирован ремонт автомагистралей, мостовых переездов и переходов, восстановление разрушенных жилых домов, кроме того, часть средств будет предоставлена в виде кредитов предпринимателям для восстановления бизнеса. Кроме того, штат Нью-Йорк планирует предпринять меры по снижению «бензиновой» зависимости от соседнего Нью-Джерси путем создания резерва топлива, ибо, в критические моменты в штате наблюдался дефицит нефтепродуктов.
Автор: Ростислав Белый