Специалисты из Северо-Западного университета Иллинойса провели оригинальное исследование, имеющее целью определить десять фильмов, снятых в Голливуде, оказавших наибольшее влияние на развитие киноиндустрии в целом. Результатом проведенного анализа стал победитель исследования, которым признана классическая кинолента В. Флеминга, выпущенная в 1939 г., «Волшебник страны Оз», где в главной роли снялась знаменитая Д. Гарленд.
Методика, выбранная учеными, предполагала определение количества упоминаний старых классических лент в фильмах, снятых гораздо позже, не менее чем через четверть века со времени выпуска оригиналов. У победителя исследования, кинофильма «Волшебник страны Оз», таких цитат набралось 565. Следом за победителем расположился кинофильм «Звездные войны: Новая надежда», снятый Д. Лукасом в 1977 г., у него 297 цитат. На третьем месте оказался триллер «Психо» знаменитого режиссера А. Хичкока с 241 цитатой.
Полный список первой десятки влиятельных голливудских кинокартин выглядит следующим образом:
«Волшебник страны Оз» (выпущен в 1939 г., режиссер В. Флеминг) — 565 цитат;
«Звездные войны: Новая надежда» (1977 г., режиссер Д. Лукас) — 297 цитат;
«Психо» (1960 г., режиссер А. Хичкок) — 241 цитата;
«Касабланка» (1942 г., режиссер М. Кертис) — 212 цитат;
«Унесенные ветром» (1939 г., режиссер В. Флеминг) — 198 цитат;
«Кинг-Конг» (1933 г., режиссеры М. Купер и Э. Шодсак) — 191 цитата;
«Франкенштейн» (1931 г., режиссер Д. Уэйл) — 170 цитат;
«Крестный отец» (1972 г., режиссер Ф. Ф. Коппола) — 162 цитаты;
«Гражданин Кейн» (1941 г., режиссер О. Уэллс) — 143 цитаты;
«Космическая одиссея 2001 года» (1968 г., режиссер С. Кубрик) — 143 цитаты.
Как фильмы становятся классикой.
Методика американских ученых из Иллинойса стала основой объективного способа, предложенного ими для оценки культурной и исторической значимости кинофильмов. Специалисты пришли к выводу, что главным критерием «выживания» киноленты является частота, с которой она цитируется другими режиссерами. Прийти к этому выводу помогли данные статистического исследования целого ряда факторов, влияющих на шансы кинокартины остаться в истории. После ознакомления с результатами труда экспертов можно сделать вывод, что важность фильма больше всего зависит не от мнения зрителей или кинокритиков, а от режиссеров. Журнал Proceedings of the National Academy of Sciences опубликовал результаты исследования и выводы, представленные учеными.
Инженер института комплексных систем при Университете Северо-Запада Л. Амарал вместе со своими коллегами провели сравнение различных критериев оценки кинолент. В него входили как субъективные критерии, такие как награды, рецензии, рейтинги пользователей в Интернете, так и объективные - цитаты в других кинофильмах и кассовые сборы. Учеными были проанализированы данные о почти 15,5 тысячи американских фильмов, содержащихся в базе данных Internet Movie Database. Кроме того, критерием исторической значимости для кинематографа исследователями был принят факт включения кинокартины в Национальный реестр фильмов США — в нем присутствуют фильмы, отобранные Национальным советом США по сохранности фильмов для хранения их в библиотеке американского Конгресса. Этот список ежегодно пополняется новыми 25 работами, имеющими культурное, эстетическое, историческое значение и выпущенных как минимум десять лет назад.
По словам Л. Амарала, специалисты пришли к выводу, что лучшим параметром прогноза попадания кинофильма в Национальный реестр станет частота его упоминания в других кинолентах. Для этого исследователи обратились к данным из специального раздела Connections на сайте базы данных IMDB (imdb.com). Там можно найти описания как простых упоминаний фильма, как, например, отсылки к его названию, так и примеров цитирования отдельных, ставших широко известными, сцен, как, например, развевающееся белое платье героини М. Монро из кинофильма «Зуд седьмого года». Амарал прокомментировал отсылки к культовым сценам из старых фильмов своим примером: если режиссер покажет в своем фильме сцену, отсылающую к фильму «Психо», например, убийство в ванной, то перед глазами зрителя нового кинофильма предстанут и старые кадры. Режиссеры постоянно вспоминают настоящие значимые фильмы.
Интересным выводом после проведенного исследования ученых стало то, что наиболее значимый вес продолжают сохранять фильмы, которые цитируются на протяжении нескольких десятилетий после их первого выхода в прокат. Отмечается, что показательным в этом смысле можно считать судьбу кинофильма «Вилли Вонка и шоколадная фабрика». Это семейная кинолента, выпущенная в 1971 г., по мотивам произведения Р. Даля. Ее прокатная судьба оказалась незавидной, можно сказать она провалился, однако в 80-90-х годах, благодаря выходу на видеокассетах и показам по кабельному телевидению, фильм приобрел культовый статус. Спустя время другие режиссеры начали активно на него ссылаться, и в итоге он занял 37-е место в общем рейтинге. Авторы статьи пошли немного дальше и спрогнозировали включение «Вилли Вонка» в Национальный реестр фильмов. Рукопись статьи прошла одобрение у редакторов журнала 1 декабря прошлого года, а уже 17 декабря этот кинофильм попал в список реестра.