Какова механика падения стоимости нефти и что будет с ней дальше? Об этом рассказал Леонардо Маугери, научный сотрудник Гарвардского университета, который еще 3 года назад предсказал обвал цен на нефть.
«В настоящее время больше всего простых людей и экспертов интересует вопрос: какова ключевая цель Саудовской Аравии, которая согласилась на падение стоимости нефти? Хочу развеять все мифы, касающиеся этого вопроса. Политическая цель СА состоит в ослаблении Ирана, занимающегося ядерными разработками, и Российской Федерации, которая его во всем поддерживает. Одновременно с этим главной целью саудитов является нанесение сокрушающего удара по сланцевым предприятиям Соединенных Штатов Америки. Некоторые обвиняют СА и Соединенные Штаты в заговоре против Ирана и России, однако для Саудовской Аравии Америка тоже является врагом», - отметил эксперт.
Напомним, ранее Саудовская Аравия рассматривала нынешнюю сланцевую революцию, как временное явление, однако год назад ее эксперты осознали свою ошибку. В связи с этим, по словам Маугери, было подготовлено два тщательно продуманных сценария. Первый заключается в уменьшении стоимости нефти до уровня в 60 долларов за баррель. При этом СА посчитала, что сможет продержаться 4-6 лет, не трогая валютные резервы, которые составляют примерно 900 миллиардов долларов. Второй вариант заключается в стоимости нефти, равной 45 долларам. Для этого необходимо тратить 120 миллиардов долларов в год, однако они решили, что выдержат ценовую войну.
«Некоторые из сланцевых предприятий обанкротились, но среди больших компаний не будет банкротств. Рыночная капитализация крупных компаний составляет 7-8 миллиардов долларов, и при этом у них есть плодотворные нефтяные скважины. На данный момент большая часть сланцевых предприятий находится в плюсе даже при стоимости в 40 долларов. В 2015 году компании-разработчики заложили половину добычи на уровне 90 долларов. Добыча продолжается даже в условиях столь низкой стоимости нефти, что приводит к ее дальнейшему падению», - отметил он. Также он подчеркнул, что сейчас новый тренд обрела покупка большими предприятиями более маленьких и слабых. «Да, интерес в этом есть, однако большие компании боятся этого. После приобретения Exxon Mobil компании, специализирующейся на добыче сланцевого газа, фиксировались случаи резкого падения стоимости газа. Вряд ли настанет время, когда компании смогут восстановить собственное положение на рынке» - сказал эксперт.
«Три года назад я предсказал падение стоимости нефти. Я сделал соответствующий прогноз исходя из различных данных, включая касающихся сланцевых скважин. Я сделал вывод, что в результате увеличения мировых добывающих мощностей предложение существенно превысит спрос. Пока нельзя точно сказать, насколько еще опуститься стоимость нефти, ведь пока Саудовская Аравия будет вести ценовую войну, стоимость энергоресурса будет низкой. Одновременно с этим если даже на протяжении нескольких лет цена на нефть сохранится на уровне 50 долларов, американская сланцевая отрасль существенно не сократится. Поэтому нужно лишь еще больше снижать цены, однако если ситуация дойдет до использования золотовалютных резервов, то трудно будет предсказать политическую ситуацию в самой СА. Если стоимость нефти упадет ниже отметки в 40 долларов, то, вероятнее всего, они начнут ее поднимать. При всем этом для Саудовской Аравии очень важна покупательная способность американской валюты, которую она получает отсроченным платежом. Также, СА, благодаря росту курса доллара, может выдержать цену барреля, равную 45 долларам», - заключил он.
Дешевая нефть сильнее всего бьет по России, Ирану и Венесуэле.
Снижение нефтяных цен продолжается, и в этой ситуации весьма поучительно наблюдать за реакциями трех государств, чьи огромные потери могут стать сенсационными международными событиями текущего года.
Президент Венесуэлы Николас Мадуро даже пропустил собственное обращение к народу и отправился в мировое турне с целью поиска кредитов, а также обещаний о повышении стоимости нефти до уровня хотя бы в 100 долларов за баррель. Он не получил ничего, а вот в Венесуэле пошли слухи о том, что вернувшись домой Мадуро может лишиться своей должности.
Действующий российский президент Владимир Путин отреагировал на падение стоимости нефти хладнокровно, а российские министры объявили о радикальных сокращениях госрасходов - за исключением оборонных.
Иранский министр показал энергичное желание сотрудничать на переговорах относительно ядерного соглашения, которое должно привести к снятию санкций Соединенных Штатов. Потом последовал спор в Тегеране между верховным лидером страны и президентом о том, должен ли Иран пойти навстречу внешнему миру или же следует перейти на рельсы «экономики сопротивления».
Данные события указывают на то, что Вашингтон сделал ставку на возможные последствия от снижения цен для России, Ирана и Венесуэлы, которые создают много проблем, однако слишком сильно зависят от экспорта энергоресурсов, дающих им от 68 до 95 процентов внешних поступлений. Конечно, потеряют нефтяные доходы и другие государства. Однако эти три занимают особое место, поскольку рост нефтяных цен усилил их геополитические амбиции, а также спровоцировал их на некоторые своенравные действия.