В США продолжаются споры относительно отмены запрета на экспорт нефти. Как и во всяком большом деле, в этом вопросе присутствуют различные мнения, например, противники отмены предсказывают рост цен на топливо внутри страны, сторонники отмены, наоборот, утверждают, что цены снизятся, и произойдет стабилизация поставок энергоресурсов. «Нельзя не отметить и то, что с появлением американской нефти на мировом рынке могут снова пошатнуться мировые цены», - отмечает издание «Биржевой лидер».
Американский Сенат приступил к рассмотрению законопроекта, в котором предусматривается снятие запрета на экспорт нефти, который действует уже много лет. По мнению сенаторов, такое решение позволит расширить рынок сбыта, а также поможет избавиться от зависимости от российской нефти странам НАТО. В качестве примера приводятся данные, что Польша на 96 процентов ныне зависит от российских поставок нефти. Противники законопроекта настаивают, что после его утверждения на внутреннем рынке Штатов произойдет рост цен на топливо. В то же время председатель совета директоров нефтяного гиганта ConocoPhillips Р. Лэнс утверждает, что экспорт нефти позволит снизить цены на бензин и стабилизирует поставки. Он также считает, что к 2016 году Штаты смогут стать чистым экспортером СПГ, а уже к 2020 году США вместе с Канадой могут стать чистыми экспортерами нефти. Разрешение экспорта будет стимулировать добычу нефти дополнительно 3 млн. баррелей в сутки. В связи с этим Лэнс выступает сам и призывает Сенат рассмотреть изменения в энергетической политике.
Нефтяники продолжают убеждать правительство разрешить поставки нефти за рубеж. С учетом нынешней ситуации на рынке, где и без того существует переизбыток нефти, и потому держатся относительно низкие цены, поставки из США приведут к дополнительной ценовой конкуренции, страны ОПЕК снова ввяжутся в ценовую войну с США, стремясь сохранить своих потребителей, и тогда, вероятнее всего, цены еще раз резко упадут.
С появлением американской нефти мировые цены на рынке снова упадут.
Ряд крупных нефтяных компаний ныне лоббируют снятие эмбарго, которое продолжается более 40 лет. Нефтяники добиваются выхода на мировой рынок, который, в частности, позволит нивелировать разницу между американской легкой нефтью WTI и североморской нефтью Brent, колеблющуюся в районе 10 долларов. Пока что стабильно растущие американские запасы нефти, а также растущая и рекордная за 30 лет нефтедобыча сдерживают рост цен. Вместе с тем далеко не для всех, как полагают эксперты, в Северной Америке открытие экспорта принесет доходы и развитие. В стране несколько тысяч нефтяных компаний разного размера, и далеко не все смогут конкурировать в новых условиях, так как на мировом рынке и без того переизбыток «черного золота», это значит, что части придется смириться с собственным разорением. Открытие возможности экспортных поставок приведет к падению цен, и разница между WTI и Brent минимизируется, а принимая во внимание, что затраты на добычу будут снижаться не столь быстро, многие компании ожидают большие трудности.
С другой стороны, немалым стимулом для поддержки законопроекта, позволяющего экспорт американской нефти, является естественная потребность избавления от излишков. Дело в том, что с активной добычей нефти мощности для хранения нефти все более заполняются, их уже осталось в США менее трети. Это значит, что нефтяникам просто необходимо найти рынки сбыта. С исчезновением объемов для хранения нефти цены на внутреннем рынке неминуемо рухнут, ведь девать нефть будет попросту некуда. Впрочем, они поползут вниз и с выходом нефти США на мировой рынок, но тогда это будет проблема для всех, и она будет решаться на уровне конкуренции и даже выживания в стремлении сохранить свою долю на рынке.
А ведь именно за сохранение своей доли на рынке боролась Саудовская Аравия, которая лоббировала решение ОПЕК прошлой осенью оставить без изменения квоты на добычу нефти. После этого падение цен на нефть продолжилось, что сказалось, в частности, на инвестициях в сланцевую добычу в США. Аравийцы очень не хотели бы допустить выход на рынок американской нефти. В этой борьбе, следует отметить, сильно страдают интересы России. Из-за значительного снижения цен страдают доходы в ее бюджет, который должен наполняться более чем на половину деньгами от поставок углеводородов на экспорт. При этом следует также учитывать, что цены на газ находятся в прямой зависимости от цен на нефть. Россия пытается решить свои проблемы за счет увеличения экспорта, однако снижение прибылей все равно очень значительное.
Возвращаясь к проблемам американской нефтяной отрасли, следует упомянуть проблемы с проектом трубопровода Keystone XL. Согласно проекту, ежедневно по трубопроводу из Канады в США должно поступать 830 тысяч баррелей. Против проекта выступают экологи, против и президент Обама, однако для бизнеса этот трубопровод очень выгоден, а значит, и для всей экономики Соединенных Штатов. Кроме того, в связке с возможным решением о прокладке Keystone XL идет как раз решение о снятии ограничений по экспорту. Бизнес давит на администрацию Обамы. В итоге правительство предложило компромиссный вариант, чтобы на экспорт шла не сырая нефть, а нефтепродукты, но нефтяных магнатов такой вариант не устраивает. Следует учесть, что нефтяники традиционно являются крупнейшими спонсорами выборов в Конгресс и взамен, естественно, хотят получить те решения, которые выгодны им. Таким образом, борьба вокруг нефтяных реформ обостряется.