Вступление США в т. н. валютные войны было только вопросом времени. Из-за нынешней политики японцев и европейцев, а также спада цен на нефть доллар невероятно укрепился. "И надежды на то, что это все же поможет росту нацэкономики США, не сбылись", - заявляет Н. Рубини, известный профессор экономики из школы бизнеса Stern современного Нью-Йоркского университета, как отмечают специалисты издания "Биржевой лидер".
Обстрел доллара США.
В мире слабого внутреннего спроса высшие политики многих развивающихся, а также развитых стран склонны были стимулировать занятость населения и экономический рост, поставив во главу роста экспорт. Но чтобы этого добиться, необходимы и слабая валюта, и одновременно совокупность нетрадиционных и традиционных денежно-кредитных политик.
Количественное смягчение именно со стороны ЕЦБ и Банка Японии спровоцировало резкое давление на американский доллар, подстегнув его дальнейшее укрепление. Доллар укрепился также по отношению к валютам многих развитых стран — главных экспортеров важнейших сырьевых товаров, таких как Канада и Австралия, и многих развивающихся государств. Для них падение цен на нефть и разные сырьевые товары привело к снижению валютных курсов, которое защитить помогает экономический рост и существующие рабочие места от последствий уменьшения экспорта.
Доллар вырос также по отношению к валютам финансово и определенно экономически слабых развивающихся стран, где наблюдается явный двойной дефицит — текущих счетов и бюджета, замедление роста и ускорение инфляции, большой внешний и внутренний долг, а также острая политическая нестабильность. Даже КНР на короткое время своей валюте позволила ослабеть по отношению к американскому доллару в 2014 году, и замедление увеличения производства правительство может подтолкнуть к еще сильнейшему ослаблению юаня. Вместе с тем положительное сальдо того же торгового баланса опять растет немного и потому, что Поднебесная выбрасывает избыточные товары на международные рынки по демпинговым ценам.
До последнего времени политики США не были всерьез обеспокоены укреплением своего доллара. В начале этого года оставалась надежда, что спрос на внутреннем рынке Штатов останется достаточно сильным для того, чтобы поддержать тот же рост ВВП до 3%. Считалось, что спад цен на нефть и создание новых рабочих мест простимулируют реальные доходы, а также потребление, а при этом капитальные затраты и инвестиции в разное жилищное строительство возрастут, поскольку увеличится экономический рост.
Но сейчас все иначе выглядит, и испуг чиновников США по поводу обменного курса очевиден. Доллар вырос быстрее, чем ожидалось; и в 1-м квартале текущего года это укрепление сильнее повлияло на инфляцию, чистый экспорт и рост нацэкономики, чем рассчитывали регуляторы в статистических моделях. К тому же не оправдалась надежда на большой внутренний спрос.
В итоге США присоединились фактически к "валютной войне" для того, чтобы предотвратить последующее укрепление доллара. В ФРС начали говорить о долларе как о факторе, влияющем на инфляцию, экспорт, а также рост. И американские госвласти стали более критично относиться к Германии и еврозоне по причине принятой там политики по ослаблению евровалюты, вместо того чтобы стимулировать свой внутренний спрос, к примеру путем введения временных бюджетных стимулов и быстрого роста заработных плат.
И за такими словесными интервенциями сразу последуют политические действия, ведь более медленный рост и невероятно низкая инфляция, отчасти спровоцированные сильным долларом, к тому приведут, что ФРС откажется от ведения политики нулевой процентной ставки намного позже, чем ожидалось. Это вспять обратит некоторые из последних достижений доллара и может защитить от рисков спада роста и инфляции.
Неприятности для Штатов.
В конечном итоге валютные разногласия привести могут к разногласиям торговым, а вот валютные войны привести могут к настоящим торговым войнам. Это означать может большие неприятности для Штатов, которые стараются заключить ТТП (мегарегиональное Транстихоокеанское партнерство). Сама же неуверенность насчет того, сможет ли действующая администрация Обамы набрать необходимое число голосов в Конгрессе для того, чтобы ратифицировать ТТП, еще и усугубляется законопроектами, в которых налагать предлагается таможенные пошлины на страны, принимающие участие в "валютных манипуляциях". Если подобная связь между валютной и торговой политикой все-таки будет навязываться в рамках ТТП, то азиатские государства в нем откажутся участвовать.
Для мира было бы намного лучше, если бы большая часть правительств проводила политику по укреплению своего внутреннего спроса, а не опиралось на существующий экспортный рост согласно принципу "разори ближайшего соседа". Но тогда они меньше должны были бы полагаться на собственную денежно-кредитную политику и намного больше - на налогово-бюджетную политику. Даже политика, приводящая к росту зарплат, а значит, и потребления, выступает лучшим источником для внутреннего роста, нежели обесценивание нацвалюты.
В мире сумма всех торговых балансов равняется нулю, то есть не все государства могут оставаться чистыми экспортерами. А это значит, валютные войны - игры с нулевой суммой. Именно потому вступление США в эти войны - вопрос времени.