Заместитель руководителя Агентства национальной безопасности (АНБ) Соединенных Штатов Америки Ричард Леджетт предупреждает о повышающейся опасности кибернетических атак со стороны других стран.
«Если вы пользуетесь глобальной сетью Интернет, вы подвергаетесь существенной опасности кибератаки со стороны других стран», - говорит Леджетт в беседе с средствами массовой информации. Это стало известно корреспондентам раздела «Новости мира» журнала для трейдеров и инвесторов «Биржевой лидер».
Как он полагает, страны обязаны установить во взаимоотношениях друг с другом «красные линии», которые ограничивают масштабы виртуального шпионажа.
Также, со слов Леджетта, несколько сот объектов наблюдения АНБ поменяли свое поведение под влиянием разоблачений Эдварда Сноудена.
Кабинет Леджетта на восьмом этаже штаб-квартиры АНБ в Форт-Миде обставлен реликвиями из истории шифрования, от приспособлений времен Гражданской войны до немецкой шифровальной машины «Энигма», переделанной для применения в Японии.
Здесь же сохраняется шифровальное устройство, полученное из-под остатков космического шаттла «Челленджер».
Впрочем, сегодня внимание АНБ с ее двойственной целью защиты каналов связи властей Соединенных Штатов Америки и сбора информации о враге Америки приковано к кибернетическому пространству.
Индивидуальный подход.
«В кибернетическом пространстве, - рассказывает Леджетт, - просматривается тенденция к повышению разрушительного потенциала кибератак, таких как хакерская атака на компанию Sony в прошедшем году либо на нефтяную компанию Saudi Aramco в 2012 году».
«Барьеры рушатся, так как в настоящее время мы все больше и больше связываемся с компьютерами и другими информационными системами, а наша уязвимость только повышается», - говорит он корреспондентам.
Усиление защиты и выделение самых привлекательных с точки зрения взлома типов данных считается ключевым направлением работы с аналогичного рода угрозами. «Но другие страны обязаны понимать, где проложена красная линия, пересечение которой повлечет за собой конкретные последствия», - говорит заместитель директора АНБ.
«Эти последствия способны реализоваться в кибернетическом пространстве, - продолжает Леджетт, - аналитики АНБ будут готовы к наступательным действиям против сетей других государств».
Но последствия также способны быть экономическими либо дипломатическими, к примеру, в виде санкций либо угрозы введения санкций.
«Соединенные Штаты Америки, - говорит Ричард Леджетт, - будут в индивидуальном порядке решать, как отвечать на атаки других стран, как это осуществилось с атакой на Sony».
Вашингтон и сам обвиняется в кибернетических атаках, причем он пришел к ним раньше остальных государств, когда применил вирус Stuxnet для дезорганизации иранской ядерной программы.
Киберактивность КНР.
Соединенные Штаты Америки на публике критиковали Китайскую Народную Республику за шпионаж, направленный против компаний Америки. На недавнем саммите руководители двух государств подписали соглашение о замораживании различной деятельности аналогичного рода.
По неким известиям, соглашение уже нарушалось, однако Леджетт полагает, что делать такого рода выводы преждевременно.
«Решение еще не принималось, - говорит он, - любой крупной организации необходимо время, чтобы директивы попали ко всем уровням, и иногда это занимает много времени».
Великобритания подписала подобное соглашение с Китайской Народной Республикой, однако оно обговаривалось не столь бурно.
«Скорее всего, Великобритания не столь обеспокоена данной проблемой», - заявил заместитель руководителя АНБ.
«Я полагаю, Великобритания обязана руководствоваться собственными интересами. Если их устраивает обширность киберугрозы со стороны Китайской Народной Республики, они способны решать данную проблему другими путями, вероятно, менее публично. А мы делаем то, что необходимо нам».
Споры о слежке.
Когда-то аббревиатуру АНБ (NSA) расшифровывали как «Нет такого агентства» (No Such Agency), но с откровениями его экс-работника Эдварда Сноудена все поменялось. Сноуден говорил о масштабах работы агентства, кибершпионаже, а также сборе и хранении данных об гражданах Соединенных Штатов Америки.
В ответ на обвинения Сноудена Леджетт рассказал, что его откровения нанесли существенный урон работе АНБ. Объекты, за которыми вело слежку агентство, узнав о слежке, поменяли свое поведение.
«Мы заметили, что, узнав о собственных уязвимых местах, цели изменяли свое поведение и способы сокрытия информации», - рассказывает он.
И уточняет, что «объектами слежки были несколько сепаратистских организаций, одна из которых имела в планах конкретные действия в отношении государств Западной Европы и Соединенных Штатов Америки».
Сторонники действий Сноудена рассказывают, что они являлись полезными, так как послужили толчком для требуемой общественной дискуссии о размере полномочий страны.
«Я считаю, что эта дискуссия правильная, однако действия, которые спровоцировали ее начало, неправильны», - говорит Леджетт.
На вопрос о судьбе Сноудена, который на текущий момент находится в Москве, Леджетт советовал тому не надеяться избежать наказания.
«Если он по-настоящему верит в то, что рассказывает, если это действительно его принципиальная позиция, то, считаю, что частью данной позиции обязана быть и готовность принять последствия», - говорит заместитель директора АНБ.