По мнению российского медийщика и колумниста Bloomberg Леонида Бершидского, в ближайшей перспективе новоизбранный президент Соединенных Штатов Америки Дональд Трамп может стать предметом насмешки, так как его будут воспринимать антиэлитистским, антиистеблишментским разрушителем политики, стремящемуся к снижению налогов для элит, который может пополнить ряды своей команды кем-то из истеблишмента, в том числе руководителем Национального комитета Республиканской партии Райнса Прибуса.
Об этом сообщают эксперты раздела «Новости Мира» журнала для инвесторов «Биржевой лидер». Эксперт отмечает полную неуместность таких насмешек в связи с тем, что понятия «элиты» и «истеблишмент» имеют достаточно широкое восприятие: представляемое Трампом движение подвергало критике только некоторые формы элитизма истеблишмента, которые не имели ничего общего с богатством, включенностью в партийную иерархию или даже политическим опытом.
Если же взять большую часть показателей, разумеется, и сам Трамп представляет истеблишмент. Он миллиардер, который лично знаком с большинством знаменитостей и представителей власти. Учился он в Уортоне, а проживает в пентхаусе на Манхэттене. И отдавшие за него голос американцы не настолько тупы, чтобы не замечать этого. Их не ввела в заблуждение риторика, которая каким-то образом маскировала истинный статус кандидата-республиканца: в ходе кампании он хвастался своим богатством, связями и элитным образованием. И даже если бы он этого не делал, небоскребы с его именем стоят во многих американских городах.
Бершидский отмечает, что проведя множество бесед со сторонниками Дональда Трампа, он пришел к выводу, что именно факт его принадлежности к бизнес-элите привлекла многих из них. Эти люди восхищаются успехом в бизнесе и утверждают, что вполне логично на пути к нему кое-где «срезать углы». Да и сами они точно так же поступили бы. Но когда сторонники Трампа заявляют об «элитах» или «истеблишменте», на самом деле они подразумевают интеллигенцию.
В ходе наблюдения за Трампом и общаясь с теми, кто за него голосовал, Леонид Бершидский заметил аналогичную неприязнь к интеллигенции в США: левые ученые в своих башнях из слоновой кости, зубрилы от политики, журналисты, которые достаточно легко перемещаются между престижными университетами и правительством, всегда охотно цитирующие так называемых экспертов. Они все напоминают закрытую, высокомерную группу, которая считает себя вправе рассказывать людям, что говорить и думать. Разговоры о «безопасном пространстве» в университетских городках, разговоры о расовом и гендерном равенстве в стране, где эти темы не воспринимаются близко к сердцу, попытки отделить религию от общественной жизни – все это воспринималось как диктат клики, имевшей монополию на интеллектуализм и, соответственно, на информацию.
На этом же понимании «элиты» и «истеблишмента» был построен роман Айн Рэнд «Атлант расправил плечи»: трамписты разделяют раздражение Рэнд учителями, писателями, бюрократами и их неэффективными рецептами социальной справедливости, как и ее восхищение жесткими, но креативными людьми действия, титанами бизнеса.
Тому, кто воспринимается как один из виновников, очень непросто не считать их неприязнь иррациональной, ксенофобской и антисемитской. Но я не буду выбирать эту линию защиты.
По убеждению Бершидского, в числе сторонников Трампа немало антисемитов, расистов и ксенофобов. Я говорил с некоторыми из них. Но, вероятно, их все же было недостаточно, чтобы обеспечить Трампу победу. И в любом случае, согласно Конституции США, даже они вправе иметь свое мнение и свободно его высказывать – на контрасте со многими европейскими странами, где такая риторика гораздо жестче регулируется.
Все, кто поддерживает Трампа уверены: им не позволяют свободно говорить о том, что они считают несправедливым. К примеру, многие говорят о «черных семьях, живущих на государственную поддержку поколениями», но тех, кто заявит об этом громче, назовут расистами.
Их пытались убедить, что избрать первую женщину-президента – правильное решение, даже если они не доверяют данной конкретной женщине. Трамп говорил вещи, оскорбительные для женщин и латиноамериканцев, но его избиратели, включая немало женщин и латиноамериканцев, решили не обижаться, так как у них нет табу, свойственных большинству медиа.
Для группы сторонников Трампа медиакампания, которая последовала за его словами, стала доказательством существования группы монополистов, приказывающих молчать, бояться оговориться, избавиться от политически некорректных мыслей. Им откровенно надоело, что над ними насмехаются, что их называют глупыми и отсталыми. В связи с этим лишенные большинства площадок для выражения своих мыслей, они высказались через голосование.
Представители интеллектуальной элиты могут жестко расходиться с избирателями Трампа по большинству вопросов. Они могут иметь доступ к фактам, подтверждающим неправоту избирателей. Однако у нас нет права высмеивать этих людей, если не хотим ответной реакции, считает эксперт. Все это результат ограничения свободы слова, пусть и с наилучшими намерениями. США должны позволять дискуссии по болезненным вопросам.