Предвыборная риторика Дональда Трампа позволяет говорить о некоторых моментах его будущей политики в качестве президента США. Ряд авторитетных аналитиков прогнозирует значительное обострение отношений между Вашингтоном и Пекином. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на Deutsche Welle.
С довольно резкими комментариями в адрес Китая выступает не только президент Трамп, но и его кандидат на должность госсекретаря Рекс Тиллерсон. Неоднозначная риторика предвещает резкое обострение отношений между двумя государствами. Вполне возможно, что президентство Трампа приведет к резкому обострению в отношениях между Китаем и США. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить некоторые его вербальное выпады в сторону Пекина.
Многим показалось грубым утверждение Трампа о том, что Китай «изнасиловал Америку огромным профицитом в двухсторонней торговле». Трамп угрожает обложить китайские товары штрафными импортными пошлинами. Отдельного внимания заслуживает разговор Трампа в статусе избранного президента с Цай Инвэнь, главой государства в Тайване, чего много лет не позволяли себе прежние обитатели Белого дома.
Одной телефонной беседой Трамп демонстративно поддал сомнению прежнюю политику Вашингтона, предусматривающую признание «единого Китая». Государственные СМИ в Китае отреагировали на это событие крайне жестко. Судя по риторике государственной прессы КНР, на горизонте действительно можно рассмотреть серьезную конфронтацию между сторонами.
Дипломатические Трамп намерен отправить на свалку.
Вызывают опасения также некоторые заявления, прозвучавшие из уст Рекса Тиллерсона в ходе слушаний в Сенате. Комментируя активность КНР в Южно-Китайском море, он заявил, что Вашингтону следует послать Китаю четкий сигнал о том, что создание искусственных островов должно прекратиться, а доступ к уже созданным островам будет прекращен. Китайские и американские эксперты сомневаются, что Тиллерсон на самом деле собирается подкрепить виртуальный запрет реальной угрозой применения военной силы. Тем не менее от этих заявлений ни Трамп, ни Тиллерсон пока не отказались.
Официальный Пекин придерживается мнения о том, что до сегодняшнего дня Дональд Трамп делал заявления как частное лицо, поэтому его слова не следует воспринимать дословно. Вместе с тем председатель КНР Си Цзиньпин и его команда, судя по всему, подготовились к разным вариантам развития событий после инаугурации Трампа. Для китайского руководства «красной чертой» станет изменение прежней американской политики «единого Китая».
Суть политики заключается в том, что Вашингтон признает, за Пекином право единолично представлять «весь Китай». При этом американская власть не поддерживает дипломатических отношений с Тайванем и ограничивает поставки оружия в регион. Учитывая предпосылки, Трамп вполне может «в традициях Рональда Рейгана и Джорджа Буша-старшего» решиться на реализацию в Тайвань современных боевых самолетов.
В случае если Трамп сочтет нужным отказ от прежней политики официального Вашингтона в китайском направлении, новому главе государства следует учитывать некоторые важные детали. При общении с журналистами возможное обострение отношений между Китаем и США прокомментировал Шэнь И, политолог Фуданьского университета в Шанхае. Он подчеркнул, что для реализации контрмер в распоряжении Китая есть достаточно «финансовых ресурсов, стратегической воли и тактических возможностей». Поэтому эксперт порекомендовал американским политикам предварительно взвесить возможную прибыль и убытки от «подобной авантюры и провокации». Ученый напомнил, что в 80-90-х годах прошлого века Китай был совсем иным, чем сейчас.
Профессор Ши Иньхун, советник правительства, возглавляющий также Центр по изучению США при китайском народном университете в Пекине, использует более жесткие формулировки. Ученый отмечает, что все высказывания Трампа станут официальной политикой Вашингтона сразу после того, как новый президент въедет в Белый дом. По словам профессора, если Трамп дальше будет подвергать сомнению политику «единого Китая», Пекин прибегнет к контрмерам. Допускает профессор, что при отказе США от политики «единого Китая» последний порвет связи с Вашингтоном, поскольку будет уничтожена основа для дипломатических отношений.
Очевидно, что именно так выглядит наихудший из возможных сценариев. Оптимальным сценарием с точки зрения Китая является дальнейшее позиционирование Вашингтоном себя как договороспособного важного внешнеполитического и торгового партнера Пекина. В годы правления Барака Обамы «стратегический и экономический диалог» двух стран обрел институциональные формы. В результате Китай и США смогли углубить взаимопонимание, стороны приступили к переговорам по двустороннему соглашению о защите инвестиций. На удивление эффективным показалось сотрудничество Обамы и председателя КНР в направлении защиты климата.
Еще одним камнем преткновения на пути к взаимопониманию между Вашингтоном и Пекином является торговая политика. Днями Си Цзиньпин стал первым из китайских лидеров, который принял участие во Всемирном экономическом форуме в Давосе. В центре его речи стояла защита глобализации и критика политики протекционизма. Китайский лидер позиционирует свою страну как первопроходца в глобальной защите климата, борца за свободу торговли и против протекционизма, сторонником которого является Трамп.