Мало кто помнит, что в этом году исполняется 70 лет с начала Холодной войны – жесткого военно-политического и экономического противостояния Советского Союза с Западом. В 1947 году появилась доктрина сдерживания Джорджа Кеннана, которая остается актуальной и применительно к путинской России, сообщают «ИноСМИ. Ру.».
У нас есть все причины вернуться к доктрине сдерживания.
Доктрина сдерживания и стратегия ведения Холодной войны позволила разрушить Советский Союз – государство, победить которое военной силой не представлялось возможным. Сегодня Путин, имея в своем распоряжении половину бывшего СССР, пытается отстроить ту самую империю зла, против которой боролся весь мир во второй половине 20 века. По мнению экспертов, Западу стоит также вспомнить о своей старой стратегии. Если она сработала в конце восьмидесятых, сработает и теперь.
Собственно говоря, в так называемой доктрине Путина нет ничего сверхъестественного. И какой-либо новизной, отображающей особенности международной политики в 21 веке, она также не блещет. Все эти пункты мы видели еще у Сталина, который, судя по всему, является безусловным кумиром всесильного ВВП.
Во-первых, России, как всегда, земли мало. Отсюда произрастает идея вернуть потерянные в результате распада СССР территории, а вместе с ними – человеческие, экономические и другие ресурсы. Первый шаг в виде аннексии Крыма Россия сделала в 2014 году. Но на этом по устоявшейся в РФ традиции Кремль, конечно же, не остановится.
Дело в том, что Россия по какой-то непонятной причине искренне считает, что все соседние государства будут использованы против нее врагами, если только не окажутся в полной от нее зависимости. Поэтому и Беларусь, и Украина, и Казахстан просто так мирно не смогут выйти из орбиты Москвы. А как только (если) Кремль окончательно превратит их в колонии, он пойдет дальше – Польша, Германия, даже Франция и Испания – пока не остановят.
Российские политики вбили в себе в голову, что Ближний Восток также является «естественной» сферой их влияния. Отсюда вмешательство в сирийскую войну и предшествующая ему истерика по поводу Арабской весны.
Технологии Россия рассматривает исключительно в ракурсе их возможного использования как дополнительного оружия – пусть только для пропаганды или чтоб напакостить на территории «врага». Так в Кремле понимают возможности, предоставляемые Интернетом, социальными сетями и т. д. Попытки вмешиваться в ход выборов западных стран – из этой же серии.
Наконец, Россия не была бы Россией, если бы у нее не было неумолимого желания укреплять государственную власть внутри своей страны. Государство создано для государства, граждане существуют для государства, даже коррупционеры воруют и берут взятки «в интересах государства Российского».
Непонятно лишь одно: зачем и кому все это надо? Порой складывается впечатление, что Путин ведом какой-то потусторонней темной силой. При всем желании в России вы не найдете ни одного лица, в интересах которого могла бы осуществляться кремлевская политика. Путин действительно похож на Сталина, который умер, оставив после себя только изношенную шинель. Говорят, у ВВП многомиллиардное состояние. А кто-нибудь задумывался над тем, что он, будучи воплощением зла, не сможет воспользоваться этими миллиардами ни при каких условиях?
Как победить Россию?
В свое время Кеннан предлагал исключить из всех форм противодействия СССР военную конфронтацию. Россию хотели завоевать силой Карл Двенадцатый, Наполеон Бонапарт и Адольф Гитлер. Что из этого вышло? Правильно, Россия только усиливала свое влияние на мировой арене.
В то же время, не стоит забывать, что советский менталитет был подорван изнутри, а главным оружием стала западная музыка и американские джинсы. По мнению Кеннана, самым эффективным оружием против СССР была политическая, экономическая и нравственная сила. К восьмидесятым годам в Союзе выросло новое поколение, которое точно знало, что советское телевидение нагло врет, советская промышленность выпускает только брак, над советскими гражданами смеются даже в самых бедных и отсталых странах. Далека ли Россия от такого же состояния?
Как отмечают специалисты, история повторится, как только на свет появится новое поколение россиян. Нынешние победобесие и совкомания – результат разочарования в рыночных реформах, которых в России, на самом деле, никто никогда не проводил. В неосталинской модели правления народ также быстро разочаруется, так как она не сможет предложить обычным людям даже того скудного набора социальных благ, который они получили за последние два десятилетия.
Западу остается терпеливо ждать и не поддаваться на провокации. Тогда Россия также рухнет под собственной тяжестью. Не нужно мешать Кремлю делать глупости. Однако не нужно и возвращаться к нормальным отношениям с Москвой только на основании того, что россияне пообещают больше не бедокурить. Такое поведение Запада в начале девяностых годов прошлого века было большой ошибкой. Россия, которая уже фактически лежала на обеих лопатках, использовала потепление в международной политике, чтобы получить современные технологии, обрасти жирком от нефтедолларов, а затем снова взялась за свое.