Американские политики удивляются тому, что события в Шарлотсвилле с ярко выраженным расистским характером могли произойти в их стране. Описывая произошедшее, некоторые эксперты говорят о возможном начале гражданской войны нового типа, об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер».
Обозреватель издания New Yorker Робин Райт в своей публикации пишет, что губернатор штата Вирджиния Терри Маколифф на следующий день после беспорядков в Шарлотсвилле задал вопрос: «Как мы дошли до этого?». Однако с учетом других эпизодов, завершившихся смертями американцев (Фергюсон, Чарльстон, Даллас, Сент-Пол, Балтимор, Батон-Руж и Александрия), по убеждению Робин Райт, нужно задавать другой вопрос, о том, куда движутся Соединенные Штаты.
В современности возникают сомнения в том, что достаточно прочным является союз, американская республика и государство, которое давно считается самой стабильной в мире демократией. На сегодняшний день опасность намного более серьезная, чем массовые проявления насилия. В феврале текущего года эксперты правозащитной организации Southern Poverty Law Center отметили, что радикальные правые в прошлом году с точкой зрения вхождения в политический мейнстрим оказались более успешными, чем за минувшие полвека.
Для описания ситуации правозащитники подготовили соответствующий доклад. В документе перечисляются более 900 групп ненависти в США, активных и быстрорастущих. Со временем стабильность Америки все больше становится похожей на подводное течение в политическом дискурсе. Сотрудник Госдепартамента, дипломат Кейт Манс как боец подразделения американской армии и миротворец ООН в свое время имел возможность наблюдать за многими гражданскими войнами (Афганистан, Колумбия, Сальвадор, Ирак, Сомали и Судан). По возвращении домой он замечает на своей родине предпосылки, породившие конфликты за границей.
В марте текущего года, участвуя в исследовании журнала Foreign Policy, Майнс оценил риски возникновения в ближайшее время в США второй гражданской войны. Он пришел к выводу о том, что на протяжении ближайших 5-10 лет вероятность начала войны составляет 60 процентов. Другие опрошенные эксперты назвали цифры в диапазоне от 5 до 95 процентов. Консенсусные показатели составили 35 процентов, а через 5 месяцев произошли события в Шарлотсвилле.
В течение последних 60 лет во всем мире развивались модели гражданских волнений, на сегодняшний день гражданская война может происходить даже в формате сражений с окопами вдоль четко обозначенных линий фронта. Случаются среди них конфликты низкой интенсивности с периодически возникающим насилием в разных местах. Майнс описывает гражданскую войну как масштабное проявление насилия с отрицанием традиционной политической власти, при котором требуется вмешательство вооруженных сил.
Политики пытаются снизить напряжение в обществе.
В воскресенье, как известно, губернатор Маколифф привел подразделения Национальной гвардии в состояние боевой готовности, объявив о введении чрезвычайного положения. Учитывая свой опыт наблюдения за гражданскими войнами на 3 континентах, Майнс указывает на пять моментов американской современности, свидетельствующих, как правило, о предстоящем начале гражданской войны:
- значительная национальная поляризация и отсутствие очевидного места встречи для разрешения конфликта;
- разжигающее рознь освещение событий в прессе и иных информационных потоках;
- ослабленные институты, включая Конгресс и юридическую систему;
- распродажа политическими лидерами ответственности или отказ от нее;
- легализация насилия в качестве способа проведения дискурса и разрешения споров.
Майнс констатирует, что президент Трамп использовал насилие как способ продвижения в политическом отношении и подтвердил возможность применения запугивания и до, и после избирательной кампании. Последние события показывают, что такого рода методы левые используют достаточно активно. Дипломат напомнил, что в 1859 году у всех была на руках оружие и все сходили с ума по какому-нибудь поводу.
Джудит Гисберг, редактор издания Journal of the Civil War Era и историк Университета Вилланова, обращает внимание на то, что карта красных и синих штатов почти точно совпадает с картой гражданской войны. После завершения гражданской войны, по мнению историка, американцы не достигли согласия по поводу направления, в котором должна идти страна. Более того, внесенные после войны поправки являются весьма спорными, и продолжают оставаться неоднозначными на сегодняшний день.
Объясняет историк, что наличие несогласованных моментов представляет собой угрозу в плане возможности повторения событий прошлого, хотя конкретные условия гражданской войны вряд ли повторяться. Тем не менее, нельзя сказать, что современная Америка не вступает в нечто похожее на гражданскую войну в том, что касается противоборства культурного. Нынешнее американское общество уязвимо с точкой зрения расизма, трайбализма и конфликтных взглядов на продвижение нации вперед.
Историк из Йельского университета Дэвид Блайт еще до событий в Шарлотсвилле планировал провести в ноябре конференцию на тему «Разъединение Америки, тогда и сегодня». В недавнем интервью он рассказал, что проведение параллелей и аналогий неизменно является делом рискованным, но в современных США действительно есть ослабленные институты и поляризованные партии, а также политические силы, которым грозит развал. Именно такими в 1850-х годах были условия перед началом гражданской войны.
Грегори Даунз, историк из Калифорнийского университета, отметил, что, несмотря на некую дезориентацию в политических кругах, после событий в Шарлотсвилле политики осудили произошедшее. Реакция внушает определенную надежду, но не способна успокоить или служить каким-то индикатором относительно будущего. Даунз напомнил что конфликт, источник которого глубоко внедрен в культурные или социальные силы, вряд ли политики смогут сдержать своими призывами к здравомыслию.