Масштабное противоборство между президентом США Трампом и американскими журналистами достигло пика. Действия сторон в конечном итоге наносят вред государству, об этом сообщают журналисты раздела «Новости мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Новое время».
В нынешнем году война между американским президентом Трампом и медиа-сообществом достигла максимального уровня напряженности. Стремясь дискредитировать авторитетные СМИ, президент ставит под угрозу основы демократии. Журналисты в свою очередь не просто критикуют главу государства, а уничтожают Трампа и превращают его в главную мишень.
В январе прошлого года свое правление в Белом доме действующий президент начал со слов о войне с прессой. Журналистов он назвал «одними из наиболее бесчестных существ на планете». С тех пор взаимная нелюбовь президента и журналистов лишь усилилась. Для поддержки противостояния у лидера страны есть рациональные причины. Сам факт прихода Трампа к власти можно рассматривать как следствие внушительного присутствия миллиардера в медиа.
Специалисты компании mediaQuant (Портленд, штат Орегон), которая занимается сбором и анализом статистики в американских СМИ, определили, что за год президентской предвыборной кампании масс-медиа представили Трампу эфирного времени и печатного пространства на общую сумму 5,6 миллиарда долларов. Главный аналитик mediaQuant Пол Сенатори объяснил, что это больше, чем показатели Хиллари Клинтон, Берни Сандерса, Пола Райана и Марка Рубио вместе взятых. Все показы в эфире представитель республиканцев получил, не потратив ни копейки.
Причина повышенного внимания прессы к фигуре Трампа заключается вовсе не в особенной любви к миллиардеру. На самом деле эксцентричный предприниматель приносил телеканалам рекордные рейтинги и почти безвозмездно помогал газетчикам увеличивать тиражи. Действующий президент обладает огромным опытом в шоу-бизнесе и хорошо знает, как привлечь внимание публики и прессы. Кандидат громко ругался, забавно кривлялся, едко обзывался, давал заранее несбыточные обещания и даже отпускал запрещенные в США шутки.
Общественность, которой надоело наблюдать за унылыми «говорящими головами» из числа республиканцев и демократов, с интересом узнавала новости о Трампе. Длительные выступления кандидата телезрители смотрели как развлекательные передачи. Газеты в свою очередь предоставляли страницы разного рода политологам и экспертам, которые в один голос критиковали кандидата, чем способствовали росту интереса публики к нему.
Немалую часть нескончаемого потока критики Трамп посвящал не политическим конкурентам, а журналистам, которых обвинял в бесчестности. Такой подход оказался результативным. Консервативно настроенные американцы с энтузиазмом воспринимают атаки на прессу, случай с экс-спикером Палаты представителей Конгресса Ньютоном Гингричем это доказывает.
Борьба с прессой приносит политические дивиденды.
В 2012 году во время предвыборной кампании перед республиканскими праймериз в Южной Каролине Гингрич вместо своих соперников начал ругать журналистов, попытавшихся уличить политика в супружеской неверности. В результате кандидат смог одержать победу с двузначным отрывом от ближайшего преследователя. Затем сам Гингрич поразительным фактом назвал то, что республиканская аудитория намного сильнее восприняла критику прессы, чем борьбу с политическими оппонентами.
Опыт Гингрича Трамп взял на вооружение и усилил собственным изобретением – брендированием врагов. В марте 2016 года будущий президент сказал, что оппонентам нужно обязательно давать «прилипающие прозвища». Экс-госсекретаря Клинтон Трамп назвал «скользкой Хиллари», Круза – «лживый Тедом», других оппонентов действующий президент также наградил прозвищами.
По этой же логике американские СМИ стали «фейковыми». Так появился мем «Fake Media» и его единокровный брат «Fake News», которые не нуждаются в переводе. Успешно придумав чудовищ, Трамп начал с ними бороться и одержал победу. К моменту вступления республиканца в должность лишь 32 процента американцев доверяли прессе, среди республиканцев показатель доверия оказался на уровне 14 процентов.
Главными задачами президента на ближайшие годы является избежание импичмента и избрание на второй срок. Теоретически, полноценно работающие медиа, которым доверяет большинство населения, могли бы сделать реализацию обеих задач невозможной. На самом деле войной против свободной прессы Трамп наносит удары не только по врагам, но и по самим американцам:
- собственным сторонникам президент обещает унижение и дискредитацию журналистов. В результате своему лидеру американцы верят больше, чем прессе;
- противникам глава государства навязывает постоянные изнуряющие битвы. Президент откровенно смеется над попыткой всерьез бороться с ним с помощью фактов. В ответ он просто обзывает противников обидными словами и с ухмылкой врет им в лицо;
- в сознании неопределившихся граждан президент создает постоянный «белый шум», чем повышает цену выяснения реальной ситуации. В результате заинтересовавшийся какой-то темой человек оказывается запутанным, сбитым с толку множеством противоречащих друг другу заявлений и мнений.
Трамп добивается, чтобы большинство американцев получали информацию о главе государства от него самого или от подконтрольных СМИ вроде пропагандистского телеканала Fox News или консервативного издания Breitbart. Журналистам от других СМИ на пресс-конференциях президент не дает слова. Наблюдатели констатируют, что президент выигрывает войну у американских СМИ и успешно подрывает основы американской журналистики.
Еще одной опасностью в создавшейся ситуации является разрушение института свободной прессы, которое может обернуться эрозией и гибелью ряда фундаментальных институтов главной страны Запада. В результате очень непростой задачей станет организация честного обмена мнениями и идеями, цивилизованные дискуссии и споры. В итоге возникнет риск для проведения свободных выборов, демократия окажется под угрозой.