Средства массовой информации широко осветили недавний визит патриарха Кирилла в Польшу. Аналитики и комментаторы обсудили многие аспекты его приезда. Тем не менее они практически не рассуждали о взгляде русской и польской Церквей на сегодняшнее отношение мира к Богу, пишет Петр Семка (Rzeczpospolita).
Русский и польский народ не понаслышке знает, как строить общество и государство без Бога, сказал Кирилл. Россия и Польша, по мнению патриарха, имеют уникальный опыт участия в попытке сотворения благополучия и счастья без божественной благодати. Ни для кого не секрет, что эта попытка обернулась крахом, заявил Кирилл.
Семка утверждает, что на польских центральных телеканалах никто не попытался проанализировать слова патриарха или переосмыслить их сквозь призму ситуации в двух странах. Также никто не обсудил необходимость сохранения статей о религиозных чувствах и их защите в законодательстве. По мнению автора статьи, основные послания патриарха в ходе визита в Польшу - заявление о желании сообща противостоять секуляризации и христианский призыв к примирению двух стран.
Петр Семка полагает, что сейчас либеральные СМИ даже не пытаются осознать специфику христианства, а действия церковных иерархов либералы просто сводят к понятным им политическим маневрам. С этой позиции религия начинает восприниматься как элемент фольклора, который может способствовать польско-российскому примирению.
Именно поэтому христианским призывам СМИ придавали исключительно политический характер, как будто патриарха Кирилла встречал президент Польской Республики, пишет портал "Лига Новости". Во время одной из дискуссий на телевидении Анджей Граевский (публицист польского еженедельного издания Gość Niedzielny) вынужден был напомнить одной из комментаторов, что Патриарх Кирилл не выступал от имени Владимира Путина, а польские епископы - от имени Бронислава Коморовского.
Автор полагает, что мероприятие было организовано неправильно, поскольку ему явно недоставало какого-то религиозного элемента, который смог бы подчеркнуть духовный аспект встречи. Событие напоминало скорее дипломатическое, нежели религиозное действо.
Когда польские епископы и Кирилл рассуждают о возможном абстрактном примирении, раздаются похвалы. Но стоит им только придать примирению черты христианской солидарности, как либералы начинают обвинять иерархов в унижении человеческого достоинства. Автор считает, что происходит это лишь потому, что у них это достоинство связано с «правом осквернять святыни».