Не секрет, что «водная» тематика является одним из наиболее острых проблемных вопросов в отношениях между соседними государствами Среднеазиатского региона. Наше издание, как и большинство других СМИ, неоднократно касалось данной темы, однако она, похоже, остается довольно чувствительной не только для государств региона, некогда входивших в единое государственное образование – СССР, но и для европейцев. Об этом свидетельствует очередная публикация французской газеты «Le Figaro», которая была опубликована порталом «InoСМИ.ru».
Как отмечается в материале французского издания, в Среднеазиатском регионе сложилась довольно запутанная ситуация с энергоресурсами, при которой одна часть государств – Таджикистан и Кыргызстан, владеет довольно большим гидроэнергетическим потенциалом, при задействовании которого представляется возможным решить имеющиеся серьезные проблемы, обусловленные отсутствием месторождений углеводородов – нефти и природного газа. Другие государства – Узбекистан и Казахстан, а также Туркменистан, испытывают значительный водный дефицит, и напрямую зависят от уровня стока главных рек – Амударьи и Сырдарьи, и, в свою очередь, обладают обширными запасами углеводородов. Пока все страны входили в состав Советского Союза, в силе был принцип солидарного потребления всех видов ресурсов, однако, с его распадом новообразованные государства отбросили этот принцип.
Своеобразным «возмутителем спокойствия» на сегодняшний Узбекистан, против которого ополчились «водоносные» Таджикистан с Кыргызстаном, желающие заручиться поддержкой у Астаны и Ашгабата. Вместе с тем, в Ташкенте постоянно приводят подкрепленные учеными выкладки о том, что последствия строительства мощных гидроэлектростанций в Кыргызстане, который «контролирует» до 70 процентов стока рек, питающих Узбекистан, и Таджикистане, приведет к значительному ущербу. Ущерб этот будет носить как экологический, так и экономический характер, ибо, в таком случае на грань исчезновения может быть поставлена отрасль по выращиванию хлопка, от которого критически зависит национальная экономика.
Вместе с тем, как отмечают аналитики раздела «СМИ» журнала «Биржевой лидер», «Le Figaro» заостряет внимание на роли России в данном противостоянии. В последнее время Москва сделала ставку на сотрудничество не только с традиционным региональным партнером – Таджикистаном, но и с Кыргызстаном, который стал гораздо более лоялен России с приходом на президентский пост Алмазбека Атамбаева. При этом, Владимир Путин отчетливо понимает, что вопрос распределения водных ресурсов издавна имел в Средней Азии ярко выраженный геополитический подтекст, на чем можно умело «сыграть». Узбекистану в этой «большой игре» на данный момент отводится роль явного аутсайдера. Российские компании активно включились не только в процесс строительства первой и второй очереди Камбаратинской ГЭС на реке Нарын в Кыргызстане, но и к Рогунскому проекту, возведенному в ранг «национального» в Таджикистане. В связи с началом Камбаратинского проекта Россия даже списала Кыргызстану часть долга в размере около 400 миллионов евро.
Видя это, Узбекистан уже не сдерживает эмоций, проявляя неприкрытое недовольство. Об этом свидетельствовало памятное заявление узбекского лидера Ислама Каримова в ходе визита в Астану, где он допустил возможность военных действий между соседними государствами по причине разногласий в «водном вопросе». Еще одним «резким движением» Ташкента стал недавний выход из Организации Договора коллективной Безопасности стран СНГ, параллельно с чем Ташкент интенсифицировал военный диалог с Вашингтоном. В связи с последними событиями в регионе французское издание подчеркивает, что в Средней Азии разворачивается некая «большая игра», последствия которой могут быть непредсказуемы. При этом, в ней крайне важна позиция России, которая отчетливо понимает, что из противоречий между странами-соседями можно получить ощутимую выгоду и укрепить свое влияние в регионе, куда в последние годы пытаются проникнуть альтернативные мировые центры – США, Европа и Китай.
Автор: Ростислав Белый