Отношения России с Соединенными Штатами Америки в постсоветские годы трудно назвать дружественными, вместе с тем, обратившись в недалекую историю, стоит вспомнить о периодах кратковременного «потепления», последним из которых стала так называемая «перезагрузка», провозглашенная вскоре избрания на пост Президента США Бараком Обамой, и его тогдашним коллегой – Дмитрием Медведевым. Впрочем, похоже, что в настоящее время двухсторонние отношения между двумя державами из числа мировых лидеров, входят в новую фазу «похолодания», о чем свидетельствует принятие Вашингтоном так называемого «Закона Магнитского» и «ассиметричный» ответ России в виде запрета с 1 января на усыновление американскими гражданами российских детей-сирот.
Плохо скрытая обида
Как отмечает в своем материале обозреватель CNN Люсиан Ким, Москва решилась на подобный запрет несмотря на плачевное состояние детских домов страны, а также отсутствие реальной возможности в лечении большого количества детей-инвалидов, которых, в основном и усыновляли граждане США. Президенту России Владимиру Путину плохо удавалось скрыть раздражение в отношении сложившейся ситуации, что выразилось в недвусмысленной риторике в ответ на вопрос одного из журналистов о целесообразности подобного запрета в ходе ежегодной итоговой пресс-конференции. «Что нормального в том, что вас унижают? Вам это нравится? Вы садомазохист, что ли? Страну нельзя унижать», - заявил глава государства. В этом спиче, по сути, проявилась вся оценка Кремля в отношении российско-американских отношений.
Аналитики раздела «Новости России» журнала «Биржевой лидер» напоминают, что «Закон Магнитского», вводящий ограничительные меры для некоторых российских чиновников, был принят после смерти в застенках московской тюрьмы юриста Сергея Магнитского, который осмелился во всеуслышание заявить о налоговом мошенничестве высокопоставленных сотрудников российского Министерства внутренних дел, утаивших от государства 230 миллионов долларов. Примечательно, что данный законопроект был подписан Б. Обамой в пакете с… законом по нормализации торговых отношений с Россией.
Образ врага
Как отмечает обозреватель CNN, Кремль мог бы без труда проигнорировать данный закон, переведя все на дипломатические рельсы, однако, ныне в российской властной верхушке преобладает видение того, что подобные «критические стрелы» только на руку Москве. Вероятно, подобным образом рассуждают, например, в Венесуэле, или в Северной Корее, где любая критика из Вашингтона воспринимается как новый повод для возрождения воинственной риторике и патриотических настроений. Стоит признать, что в настоящее время и в России возвращаются времена, при которых внешнеполитические вопросы, в первую очередь, отношения с США, становятся элементом внутренней политики.
В Вашингтоне, судя по всему, также не забывают об этом, и вся логика вышеупомянутой «перезагрузки», как выяснилось в последствии, свелась к обмену «дипломатическими реверансами», которые не имели за собой никаких особых последствий, вместе с тем, позволили минимизировать противодействие Москвы в реализации определенных внешнеполитических проектов, таких, как стабилизация в Афганистане и противодействие ядерной программе Ирана.
С учетом опыта последних лет, как отмечает CNN, можно прийти к выводу, что Кремль не особо боится «обмена любезностями» с Белым домом, подобных тому, что имел место в конце минувшего года. Гораздо больше в Москве боятся того, если Вашингтон «забудет» о ней. В этой связи, Россия уже сейчас активизировалась на целом ряде направлений, прежде всего, в Средней Азии, где у США также имеется свой интерес. Москва и далее будет пытаться напоминать о себе, пусть даже и в негативном свете, ибо, постепенная утрата роли сверхдержавы, что лишний раз выразилось в фактическом провале интеграционного вектора на постсоветском пространстве, может привести к тому, что Россию и в самом деле забудут, а стало быть, внутри страны поводов поговорить о «врагах», в отношении которых нужно быть предельно отмобилизованным, станет гораздо меньше, посему, придется искать новые поводы, способствующие повышению уровня «консолидации нации».
Автор: Ростислав Белый