The Financial Times вновь озаботилась судьбой инвесторов. Не всех, конечно, сразу, а только тех, кто собирается инвестировать в экономику России. Известный обозреватель Стефан Уэгстил (Stefan Wagstyl) опубликовал в газете Financial Times статью "Почему дело Магнитского имеет такое значение для инвесторов". В ней он предупредил иностранных инвесторов о том, чтобы они не заблуждались насчёт того, будто дело Магнитского не имеет к ним никакого отношения. Мол, действия российской прокуратуры напрямую затрагивают инвестиционный мир, ведь соответчиком по этому делу проходит Билл Браудер (Bill Browder) – в прошлом крупнейший инвестор в России, а сегодня обвиняемый в незаконном присвоении акций "Газпрома" на сумму в 70 миллионов долларов.
От подобных "страшилок" для инвесторов можно было бы легко отмахнуться, если бы об этом не написала серьезная и влиятельная международная деловая газета The Financial Times, специализирующаяся на анализе новостей из мира финансов, курсов валют, биржи, инвестиций и бизнеса, и относящаяся к весьма узкой в современном мире группе солидных и уважаемых газет.
Так какие же выводы из дела Магнитского делает газета, объективен ли в них Стефан Уэгстил, можно ли считать нынешние проблемы Браудера исключительно его проблемами, или они касаются всех потенциальных инвесторов, решивших инвестировать в Россию? В этих и других вопросах разбирались аналитики разделов "новости Мира" и "новости Инвестиций" журнала инвесторов "Биржевой лидер".The Financial Times об ошибках Браудера в инвестициях в Газпром России или почему свои деньги не пахнут
При первом знакомстве с публикацией The Financial Times складывается впечатление, что Стефан Уэгстил искренне стремится объективно разобраться в деле Браудера. Автор задаётся вопросом – могло ли такое случиться с кем-либо ещё из инвесторов? И приводит мнение быков – инвесторов, зарабатывающих на повышении стоимости ценных бумаг, которые считают, что любой иностранец, вкладывающийся в Россию, должен принимать её такой, какая она есть. И соответственно вести себя в этой системе координат, то есть осторожно. Тогда как Браудер в своих преследованиях "Газпрома" проигнорировал все предостережения. Другими словами, из этого следует, что какой бы ни была сегодня Россия, ей необходимо развиваться, и на этом инвестор может заработать хорошие деньги.
Итак, разберёмся, в чём проблема Браудера, и отпугнёт ли дело Магнитского иностранных инвесторов от России? Как известно, в 1996 году Браудер создал инвестиционный фонд Hermitage Capital Management и за несколько лет стал крупнейшим иностранным инвестором в России (в 2005 году его российский портфель составлял 4,5 млрд. долларов США). Сегодня Браудера обвиняют в том, что он руководил фирмами, которые участвовали в покупке акций "Газпрома" в обход запрета на их продажу иностранцам, стремясь навязать компании свою политику, а также – в уклонении от налогов. То есть, как говорит известный публицист Михаил Леонтьев, нет никакого "дела покойника Магнитского", а есть дело вполне живого Браудера. Стало быть, история с Браудером – хороший урок для других инвесторов, ведите свой бизнес честно и никаких проблем с законом в РФ не будет.
Что же касается СМИ и информационных агентств России, то ряд экспертов полагает, что никаких инвестиционных опасностей для экономики государства в связи с делом Браудера нет и не будет. Извините за тавтологию, но инвесторам нет никакого дела до этого "дела". Инвесторам интересна только прибыль, прибыль, которую развивающийся российский рынок способен обеспечить им сполна, как прежде непаханое поле – урожай. Россия без западного спекулятивного капитала обойдётся, а крупные инвестиции, как известно, идут по договорённостям на межгосударственном уровне. В этой связи интересна позиция Франции по делу Магнитского. Она подробно представлена в статье Грегуара Флеро (Grégoire Fleurot) "Уильям Браудер – злейший враг Кремля" (Slate.fr, Франция). Так вот, как считает преподаватель Нантера Анн Ле Юру (Anne Le Huerou), французский политический класс убедить присоединиться к делу Магнитского будет куда сложнее, чем американцев и британцев.
Дело в том, что крупнейшим французским предприятиям не нужно похолодание во французско-российских отношениях из-за скандала вокруг прав человека, и французские парламентарии не пойдут на конфликт со своими предпринимателями. Не случайно же в делегацию Франсуа Олланда, с которой он прибыл в феврале в Москву, были включены представители Arianespace, Airbus, Total, SNCF, LVMH и пр., а советник Елисейского дворца сообщил le Monde о невозможности "сводить франко-российские отношения к вопросу прав человека". Аналогичные настроения царят в Берлине и во многих других столицах Европы.
ПрогнозыThe Financial Times: плакали ваши и наши денежки
Но вернёмся к The Financial Times. Стефан Уэгстил пишет, что медведи в отличие от быков не согласны с тем, что основная вина лежит на Браудере. Мол, он ожидал, что закон защитит его самого и его команду, в том числе Магнитского. Автору явно ближе эта точка зрения. Поэтому он одобряет закон Магнитского и призывает инвесторов убедить правительства своих стран заставить Россию усовершенствовать законодательство. И это, отмечает он, никакое не вмешательство во внутренние дела России, а защита основополагающих прав человека.
Получается, что дело не в Браудере, а в существующей в России системе, при которой просто невозможен успешный бизнес. В стране нет уважения к частной собственности, здесь отобрать капиталы, недвижимость, бизнес – обычное дело. О размахе коррупции, состоянии правоохранительных органов и судейской системы и говорить нечего. В общем, сама система подталкивает инвесторов на различного рода махинации ради извлечения прибыли.
В этих условиях закон Магнитского может отрезвляюще подействовать на Россию. Эксперт центра Карнеги Мария Липман считает, что сейчас Россия остро нуждается в инвестициях, но привлечь их теперь будет ой как непросто. Тем более что сам Браудер развернул бешеную активность: организовал в западной прессе целую международную кампанию, разъезжает по странам Европы, агитируя их парламентариев за присоединение к закону Магнитского, призывает инвесторов держаться подальше от России, если они желают себе добра и т.д. Или вот такой пример его деятельности. В октябре прошлого года в Гарвардской школе бизнеса США начался новый практический курс, касающийся России и дела Браудера. Чтобы представить его направленность достаточно привести такой факт – в Приложении 9 представлен "прайс-лист взяток", как там утверждается, за 1 миллион долларов в России можно отозвать лицензии конкурента. Учитывая, что этот курс будет преподаваться в бизнес-школах по всему миру, что по нему будут учиться, как пишет Саймон Шустер (Simon Shuster) в Time, талантливые студенты, которые в будущем будут контролировать мировую экономику, то инвестиций России не дождаться. Впрочем, сам автор статьи – Стефан Уэгстил – не столь пессимистичен.
Тем, кто решится вести бизнес в России, он предлагает усвоить несколько уроков, а именно: вступайте только в те споры, которые вы в состоянии выиграть, убедитесь в том, что все ваши действия абсолютно легальны, и помните, что последнее слово в российских судах всегда за Кремлём.
Тем, кто не хочет рисковать, имея небольшую, но устойчивую прибыль, аналитики советуют инвестировать в недвижимость Испании, Кипра, Хорватии, Черногории, Турции и Израиля. Прибыль меньше, но нет никакой головной боли, как у инвесторов России.
Кому же выгоден шум вокруг дела Магнитского: деньги деньгами, а дружба врозь
Теперь настало время разобраться в том, кому же выгоден шум вокруг дела Магнитского. Ведь это дело, поначалу казавшееся, в общем, частным и очевидным, теперь обросло такими интерпретациями и эмоциями, что уже тянет на международную проблему. Итак, как говорили древние римляне, сui prodest?
- личная вендетта Уильяма Браудера. Для него борьба против российских властей в последнее время превратилась в настоящую навязчивую идею. Как пишет Грегуар Флеро, сегодня основную часть своих сил и энергии он тратит на то, чтобы опозорить власти России: Владимира Путина и министров, правительство и депутатов, судей и законы РФ. В чём причина этой яростной атаки и чего добивается Браудер?
* Одни в этом видят чуть ли не личную вендетту британского инвестора, вспоминают его и маму, и папу, точнее дедушку – Эрла Браудера, генерального секретаря Компартии США, исключённого из партии в 1946 году по приказу Москвы.
* Другие аналитики СМИ, блогеры и пользователи соцсетей Одноклассники, Facebook считают, что им руководит банальное желание вернуть деньги, потерянные в России.
* Третьи обозреватели информационных агентств же полагают, что Браудер элементарно пиарится, мол, не только для политиков всё, что не смерть – пиар, но и для инвестора. В самом деле, долгие годы он наживал добро в России и был абсолютно лоялен к власти, но как только его отправили домой, так сразу же стал ярым борцом за права человека. Многие ли его знали ещё несколько лет назад, а теперь он – звезда. Ему приписывают авторство закона Магнитского, рассказывают о его влиянии на принятие решений в самом Белом доме и Конгрессе США. Грегуар Флеро свою статью называет "Уильям Браудер – злейший враг Кремля". Ни больше, ни меньше. Ну, настоящий Бэтмен или агент 007, воюющий против России;
- российская оппозиция. Она готова воспользоваться любым поводом для атаки на "кровавый путинский режим", в том числе и делом Магнитского. Объективно Немцову, Навальному и сотням других оппозиционеров России выгодна данная атака на власти России;
- Соединённые Штаты Америки. Не стоит преувеличивать значение фигуры Браудера. Ясно же, что он просто оказался в нужном месте и в нужное время. "Ястребам" в Вашингтоне нужен был формальный предлог для охлаждения отношений с Россией, этим предлогом и стала смерть Магнитского. Главной причиной принятия этого закона против Москвы является, конечно же, не помощь России в борьбе с коррупцией, а создание новых рычагов давления на процессы, происходящие в России. Об этом со всей очевидностью говорят следующие факты:
- закон Магнитского был принят одновременно с отменой поправки Джексона-Вэника. Чудо не произошло – Конгресс США принял «закон Магнитского»;
- и без этого закона американские власти могли запретить неугодным российским чиновникам въезд на свою территорию;
- в первоначальной версии этого закона, как мы помним, предлагалась борьба с нарушителями прав человека во всех странах, но в окончательном виде приняли закон, направленный исключительно против России.
Кремль, естественно, не оставил этот недружественный акт без ответных мер. В итоге имеем ощутимое похолодание в российско-американских отношениях. В общем, не будь Магнитского, его следовало бы придумать.
- Россия. Не РФ была инициатором обострения российско-американских отношений, но власть воспользовалась этим делом для создания в стране нового "образа врага", теперь вся страна в прайм-тайм может лицезреть физиономию Браудера. Создание "образа врага", в общем-то старый и известный политтехнологический приём, который позволяет власти сбить накал недовольства в обществе, направить его в другую сторону, сплотить вокруг себя массы. Другими словами, является удобным отвлекающим манёвром сильных мира сего. Дело в том, что любое вмешательство в чужое общество, вызывает противоположную реакцию, поддержка действующей власти только вырастает.
Получается, что смертью Магнитского воспользовались многие и воспользовались ею в политических целях. Выходит, что Мит Ромни неслучайно назвал Россию геополитическим врагом США № 1. Увы, холодная война продолжается. А что до инвесторов, то Дмитрий Мeдвeдeв прав был, когда сказал, что дeлo Мaгнитcкoгo oтнocитcя тoлькo к пoлитичecкoй жизни, оно нe интeрecуeт бoльшoй бизнec США, Евросоюза, Китая. И если в 2012 году прямые иностранные инвестиции в российскую экономику снизились на 18 процентов, то виной тому не дело Магнитского, а неустойчивое положение глобальной экономики.
Курс рубля к доллару США
В условиях продолжающейся битвы за умы инвесторов между США, Великобританией, Россией в котором "дeлo Мaгнитcкoгo" важный, но по большому счету, лишь частный случай, курс рубля к доллару США находится во флете, как и сами взаимоотношения России и США.
На сегодня 12 марта 2013г. курс доллара к рублю находится на отметке 30.740 рублей России за доллар США, - пояснили "Биржевому лидеру" в аналитической службе брокерской компании форекс TusarFX (входит в мировой рейтинг брокеров форекс Академии Masterforex-V):
Редколлегия отделов "новости Мира" и "новости Инвестиций" журнала "Биржевой Лидер", совместно с экспертами Академии Masterforex-V, проводят опрос в Дискуссионном клубе Академии Masterforex-V: скажется ли дело Магнитского на притоке инвестиций в экономику России?
• нет, не скажется, развивающийся рынок России является притягательным для инвесторов
• да, непременно скажется, дело Браудера удержит их от инвестирования в Россию