Горячие Новости

Облако тегов

The Diplomat сравнил Китай с СССР: уроки истории для инвесторов

The Diplomat сравнил Китай с СССР: уроки истории для инвесторов

Сравнение Китая с Советским Союзом в последнее время стало устойчивым трендом, и если для одних – это всего лишь дань последней моде, то для других – настоящая навязчивая идея. Вот и японский журнал The Diplomat всерьёз озаботился судьбой Китая. Уже не единожды на его страницах поднимался вопрос о сходстве и различиях нынешнего Китая от давно уже почившего в бозе СССР ("Чему Советский Союз научил Китай" Дэвида Коэна, "Чем Китай отличается от СССР" Гарри Казианиса и др.).

Как считает уважаемый журнал, такое усиленное внимание объясняется тем, что КНР "в настоящий момент находится на распутье", что "тень СССР все ещё висит над многими сегментами китайского общества", и, наконец, что "Компартию Китая преследует навязчивая идея, что несколько неверных шагов могут привести её к такому же итогу". А Дэвид Коэн обращает внимание на то, что история краха СССР серьёзно изучается в партийных школах и учреждениях Академии общественных наук КНР, в оплотах китайского марксизма. В общем, если судить по количеству публикаций по китайской тематике в западных СМИ, что-то там должно произойти в ближайшие несколько лет.

Так что же ждёт Китай в краткосрочной и среднесрочной перспективе? Каким видится его будущее? Наконец, сумеет ли он избежать печальной судьбы СССР? С этими и другими вопросами разбирались аналитики раздела "новости Китая" журнала инвесторов "Биржевой Лидер".

Точка в точку, как Китай в СССР

Итак, может ли Китай пойти по стопам Советского Союза, то есть, попросту говоря, развалиться? На первый взгляд параллелей между Китаем и СССР более чем достаточно. Отметим только некоторые из них, те, которые буквально бросающиеся в глаза.

Параллель первая. Партийный монизм и идеократичность двух государств - Китая и СССР. Как известно, в СССР существовала, а в КНР существует до сих пор, однопартийная система. Речь идёт, разумеется, о КПСС и Коммунистической партии Китая. КПСС на пике своего могущества объединяла 19 миллионов человек (каждый 10-й взрослый), Коммунистическая партия Китая сегодня имеет в своих рядах 83 миллиона членов, то есть 6 процентов населения. В общем, и та, и другая партия – государство в государстве. И как тут не вспомнить о господствующей идеологии обеих стран – марксизме (у нас – марксизме-ленинизме) – едином и единственном "великом учении" и "святой и священной истине". Так вот, недавно избранный председатель Китая Си Цзиньпин успел за короткое время уже несколько раз заявить о своей верности идеалам коммунизма. Действительно, Китай по-прежнему украшен в красные цвета, плакатами и растяжками восхваляющими Мао Цзэдуна. Но и КПСС казалась вечной. В своё время известный итальянский режиссёр скандального "Калигулы" Тинто Брасс сказал, что единственная мужская вещь в СССР – это КПСС, ну и где сегодня эта единственная мужская вещь? Эксперты о КПРФ: причины трудностей партии, риски и будущее в России

В связи с этим возникает два вопроса, как КПК будет удовлетворять быстро растущую потребность людей в участии в политическом процессе (официальная пропаганда всё меньше влияет на китайскую молодежь, а, как известно, революционные пожары начинаются с поджогов господствующего мировоззрения), и как сохранить единство партии, когда внутри её существуют различные, а порой и просто не совпадающие интересы. К примеру, год назад агентство Bloomberg сообщало о том, что родственники Си Цзиньпина владеют состояниями в сотни миллионов долларов, ну как совместить в одной партии миллионеров и простых крестьян? Что же собирается со всем этим делать Си Цзиньпин?

В своей речи, адресованной партии, он, отметив, что крушение СССР – это напоминание о том, почему Китай нуждается в реформах, что взяточничество и обжорство могут стать причиной падения Коммунистической партии, тут же пообещал, что реформы не поставят под угрозу власть партии. Да, Си Цзиньпин запретил демонстрировать богатство, вводит моду на скромность, но как быть с тем, что в стране блокируется публикация данных о доходах чиновников? Что это – красивые позы и красноречивые жесты ради отвлечения внимания от реальных проблем? Другими словами, представители правящей верхушки уже давно и старательно избегают принятия кардинальных решений по изменению политической системы.

Параллель вторая. Централизованное и плановое управление экономикой Китая. Советская экономика в период индустриализации продемонстрировала свою силу и эффективность. Вспомним, наша экономика была второй в мире, тогда ВВП СССР превышал ВВП Китая в 4 раза. Сегодня китайская экономика является второй в мире. Вот только нам это высокое место не помогло сохранить страну. Нельзя сказать, что в СССР не пытались реформировать экономическую модель, но все эти реформы носили внутрисистемный характер, с их помощью пытались лишь улучшить старую модель развития. Беда была в том, что к 80-м годам резервы этой системы уже были исчерпаны, а все несущие конструкции государственного социализма (государственная собственность, плановая экономика, экстенсивное развитие, принудительный труд) были подорваны. А что мы видим сегодня в Китае? Западные СМИ отмечают, что в последние годы Китай расширяет госсектор, государственный капитализм начинает играть всё более заметную роль, а зависимость экономики от политических решений становится всё явственней. В частности, результатом целенаправленной государственной политики является акцент на производство и экспорт при подавлении внутреннего спроса, что рано или поздно создаст серьёзные трудности для китайской экономики. Можно вспомнить и о стареющем населении Поднебесной, коррупции, бюрократизме и пр. В 2012 г. в Китае в коррупции обвинили более 160 тысяч чиновников

Обменный курс китайского юаня 20 марта достиг исторического максимума по отношению к американскому доллару. "Рост курса юаня к доллару превысил самые смелые прогнозы участников рынка", - отмечают в аналитическом отделе брокерской компании TusarFX (входит в рейтинг брокеров форекс Академии Masterforex-V):

В середине дня за один доллар на финансовых рынках Китая давали 6,2120 юаня. С момента создания в Китае в 1994 году внутреннего валютного рынка национальная валюта никогда не стоила так дорого по сравнению с американским долларом.

Параллель третья. Многонациональный состав населения Китая. Для большинства китайцев 1991 год в СССР ассоциируется не с переходом к демократии и рыночной экономики, а с огромными территориальными потерями той многонациональной страны и её исчезновением с политической карты мира. А ведь именно советский опыт по решению национального вопроса был образцом формирования национальной политики КНР. И пусть Китай в целом избежал убийственного для СССР этно-федеративного устройства, но своих 5 национальных автономных районов он всё же имеет. А вместе с этим он имеет и радикализацию национального вопроса – тот же Синьцзян-Уйгурский автономный район с населением в 22 миллиона человек и самой большой площадью среди территориально-административных единиц КНР известен своим сепаратистским движением. А ещё есть Тибетский автономный район, уже не раз поднимавший восстание за независимость.

Параллель четвёртая. Большие военные расходы Китая. Гарри Казианис из The Diplomat убеждён, что "Китаю неплохо было бы заняться вопросом роли огромных расходов на оборону в развале Советского Союза". Мол, в начале 1980-х годов в СССР они достигали 40 процентов бюджета и ошеломляющих 15-20 процентов ВВП (впрочем, есть и другие цифры затрат – 6% от ВВП, к тому же в ВПК тогда входило многое чего – от космоса и атомной промышленности, до предприятий, выпускавших продукцию двойного назначения и т.д.).

Китаю сегодня вроде бы не грозит рухнуть под непосильной ношей военных затрат. На протяжении последних лет оборонные расходы Китая составляли в среднем 1,6 процента ВВП, правда, западные эксперты полагают, что реальные расходы всё же выше – 2-3 процента ВВП. Понятно, что эти затраты и рядом не стоят с уровнем СССР, они не способны подорвать экономику Китая. Впрочем, пока неспособны. Как предполагает Гарри Казианис, по мере роста мощи Китая будут расти и его интересы в других частях света, увеличиваться инвестиции на Ближнем Востоке и в Африке, которые нужно будет защищать, нарастать конкуренция с США, вот тогда и появится опасность милитаризации экономики Китай.

Военный бюджет страны уже сегодня вышел на второе место в мире после США, уже заявлено, что в 2011-2015 годах он удвоится и превысит аналогичные расходы всех остальных ключевых государств в Азиатско-Тихоокеанском регионе за исключением США. В среднем они будут расти на 18,75 процентов в год(!). Вот тогда эти военные расходы и могут стать тяжелой ношей, а в случае замедления роста экономики – даже камнем на шее.

В случае промедления в решении этих и других насущных для Китая вопросов её ожидает длительная экономическая стагнация и ужесточение политического режима. Вот тогда и окажутся правы те эксперты, которые утверждают, что Китай отстаёт в своем политическом развитии от СССР (постсоветских стран) примерно на 30 лет, а значит, очень скоро у них появится свой Горбачёв, потом начнутся радикальные политические реформы, а за ними и развал страны.

Шерсть одна, да масть не та

Однако есть и другие эксперты, те, которые считают, что Китай некорректно сравнивать с СССР. Некорректно, во-первых, потому, что слишком глубоки отличия между этими странами Китай и СССР, а во-вторых, у китайцев есть возможность учиться на опыте и уроках Советского Союза, а значит, и попытаться избежать его ошибок. Как пишут западные аналитики, для китайцев одной из главных причин развала СССР является несвоевременность реформ Горбачёва. Запомним это и выясним, как Китай усвоил этот урок СССР:

- постепенное реформирование политической системы Китая. Поскольку крах СССР китайцы вспоминают как пример того, что может случиться, если дать слишком много свободы слишком рано, то свою политическую систему они демократизируют постепенно и не спеша. Чтобы там не говорили, но Компартия Китая в отличие от КПСС обновляется и пытается адаптироваться к вызовам нового времени. Да, Си Цзиньпин отказался отменить цензуру, но каждые десять лет в стране происходит обязательная смена руководства правящей партии. Не так давно The Washington Times опубликовала статью Реза Хасмата "Красный Китай прочно держит власть в своих руках", в которой он попытался выяснить, в чём причина нынешней жизнеспособности КПК. Как считает автор, всё дело в подавлении политического инакомыслия в стране ради социальной стабильности (впрочем, автор отмечает, что число случаев репрессии после событий на площади Тяньаньмэнь серьёзно уменьшилось), улучшении прав и свобод, принятии решений политической элитой страны посредством компромиссов за закрытыми дверями, что позволяет принимать решения единогласно. А также партия уделяет больше внимания мнению народа, не забывает использовать образ врага (к примеру, способствует антияпонским настроениям в связи с конфликтом вокруг спорных островов), а главное – делает всё для увеличения благосостояния китайцев. Как отмечает Хасмат, благодаря этому китайскому руководству удалось заручиться поддержкой нации, а значит, жизнеспособности нынешнего режима Коммунистической партии в ближайшем будущем вряд ли что угрожает;

- постепенное реформирование экономики Китая. В Китае уже заявлено о проведении реформ по борьбе с коррупцией, развитию внутреннего рынка и т.д. Экономика страны динамично развивается, так, согласно прогнозу Мирового банка, в этом году китайская экономика вырастет на 8,4 процента. Так что, если не случится форс-мажора, к 2050 году китайский ВВП в расчёте на душу населения составит примерно 50 процентов от американского. А быстроразвивающиеся и преуспевающие страны не разваливаются; Инвесторам: в чем правда и вымыслы о слабости США и силе Китая?

- неконфронтационная внешняя политика Китая. В отличие от СССР Китай старается не вмешиваться во внутренние дела других государств, не занимается экспортов революции и своей модели развития. Что позволяет больше внимания и средств уделять экономическим и социальным проблемам китайцев. Понятно, что при новом перераспределении сил в мире, Китай не упустит своего, и вполне возможно возглавит бурно развивающуюся группу евразийских стран;

- особенности ментальности. Что тут скажешь, Восток есть Восток. Взять хотя бы китайское трудолюбие. Там, если ты живёшь плохо, значит, что ты должен делать? Работать ещё лучше и ещё больше, чтобы хотя бы дети или внуки жили лучше. А как у нас? А мы хотим всё и сразу, причём, не прикладывая для этого особых усилий. Отсюда наше – до основания, а затем... Слава Богу, китайцы в отличие от нас умеют учиться на чужих ошибках.

А напоследок о книге Гордона Чана "Грядущий крах Китая". В 2001 году автор предсказал, что в течение десяти лет КПК потеряет свою власть. Но прошёл 2011 год, 2012, наступил 2013 год, а партия и не думает сдавать свои позиции. Пришлось Foreign Policy включать имя Чана в список "10 худших предсказаний года". Это о судьбе Китая. А что до сходств и различий Кит и СССР, то главное, чтобы отмеченные здесь различия не оказались всего лишь мутировавшим сходством.

Редколлегия раздела "новости Китая" журнала "Биржевой Лидер", совместно с экспертами Академии Masterforex-V, проводят опрос в Дискуссионном клубе Академии Masterforex-V: ожидает ли Китай судьба СССР?

• да, ожидает, параллели с СССР более чем очевидны
• нет, Китай извлёк уроки из развала Советского Союза
 

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Если у Вас иное мнение напишите его в комментариях.
Возник вопрос по теме статьи - Задать вопрос »
comments powered by HyperComments
« Предыдущая новость «  » Архив категории «   » Следующая новость »

Рекомендованный брокер №1

Журнал «Биржевой лидер»

Журнал, интересные статьи

Энциклопедия

Сергей Квит
Квит Сергей Миронович
Кобзон Иосиф Давыдович
Кобзон Иосиф Давыдович
17 января
17 января
Бойко Юрий Анатольевич
Бойко Юрий Анатольевич
8 января
8 января
24 марта
24 марта