Макроэкономический показатель валового внутреннего продукта (ВВП) давно стал любимой игрушкой в руках кабинетных экономистов, констатируют аналитики. Казалось, что проще: сложить произведенные материальные ценности в государстве и мы получим
* мировых лидеров по ВВП - ЕС (16,092 трлн. долларов - данные МВФ на 2012г.), США (15,684 трлн. долларов), Китай (12,405) , Индию (4,684) и Японию (4,627), производящих наибольшее количество товаров и услуг по стоимости в национальной валюте в перерасчете на доллары США;
* затем делим ВВП на количество населения государства и получим самые бедные и богатые нации на Земле. Самыми состоятельными на 2012г. по данным все того же МВФ оказались граждане Катара ( 102,211 тыс. долларов США в год на человека, включая младенцев), на втором месте жители Люксембург - 79,785 долларов на человека, на третьем месте - Сингапур 60,410 долларов.
Самыми бедными на 2012г оказались граждане Конго - 369 долларов и Зимбабве 559 долларов в год произведенных товаров и услуг на человека).
Просто? Да, именно примерно так считает финансовый мир уже почти 80 лет с того времени, как в далеком 1934 году данный термин ВВП был впервые введен в научный оборот экономистом Саймоном Кузнецом.
Именно на этот "железобетонный фундамент" и аксиому мировой политэкономии и финансов посягнула влиятельная британская газета The Guardian статьей Вандана Шива (Vandana Shiva) "Как экономический рост уничтожает жизнь", - перевод ИноСМИ. Какие аргументы против оценки экономики по ВВП дал обозреватель газеты The Guardian и прав ли он, - разбирались аналитики разделов "новости Великобритании" и "новости России" журнала инвесторов "Биржевой лидер".
Какие недостатки имеет показатель ВВП и чем пора его заменить - The Guardian
Тенденции последних десятилетий говорят о том, что безудержный экономический рост стал основной целью правительств большинства развитых государств, при этом, они оперировали лишь абстрактными макроэкономическими показателями, в частности, ростом ВВП, совершенно забывая о том, что за этими цифрами стоят совершенно конкретные люди, уровень дохода которых может существенно разниться.
Концепция экономического роста, исчисляемого показателями ВВП была выдвинута еще во времена Второй мировой войны, однако, в те времена она была оправдана как основной показатель мобилизации ресурсов. Вместе с тем, данный показатель являлся отчасти фиктивным, который не отображал общую экономическую ситуацию, а лишь отображал скорость превращения природы в деньги, а общей земли - в сырье.
Таким образом, в хитросплетения макроэкономических показателей не попали главные природные ресурсы, а именно – земля и вода, запасы которых, как выяснилось, не являются неисчерпаемыми. В качестве примера The Guardian приводит малоразвитые государства, где выкачка природных ресурсов, например, для производства продукции Coca-Cola, может привести к локальному кратковременному росту, за которым последует полное исчерпание природных, в частности водных ресурсов, и, как следствие, полной обнищание местного населения. Свою лепту в данный процесс вносит приватизация, в частности, приватизация естественных монополий, водных, энергетических и других природных ресурсов.
В связи с этим, эксперты приходят к выводу, что сложившийся экономический уклад является «противожизненным», при котором уровень жизни измеряется лишь объемом проходящих через государственную систему финансовых потоков, при этом, богатые становятся еще богаче, а бедные – еще беднее. К сожалению, стоит констатировать, что жажда наживы и желание к увеличению финансовых потоков стало главной экономической ценностью, которая чревата в дальнейшем масштабными ресурсными войнами, за которыми кончаются права человека, и наступает эпоха безграничного господства капитала, однако, не следует забывать о том, насколько иллюзорны подобные понятия, подменяющие истинные природные богатства.
Эксперты о критике The Guardian критерия ВВП для оценки крупнейших компаний и государств.
Критерий ВВП конечно же очень условный и имеет целый ряд существенных недостатков, - пояснил "Биржевому лидеру" наш канадский эксперт Евгений Ольховский.
1. The Guardian право, что
* в ВВП не попадает труд многих людей в государстве (домохозяек и людей гуманитарного труда, если они не выпускают товары или не оказывают услуги за деньги);
* правильно приведены примеры с лесом: когда он растет - он не учитывается в ВВП, если его вырубят и продадут (превратив лесные массивы в пустыню) - ВВП резко вырастит в показателях для инвесторов.
2. ВВП ставит во главу угла экономические показатели государства, а не уровень жизни ее людей. Отсюда на каждом шагу встречаются парадоксы. Например:
* Право ли The Times (Кувейт): у Узбекистана стоит учиться демократии и модернизации экономики . Почему возникла проблема? Оказывается власти Ислама Каримова отчитались о невиданном росте ВВП
за три квартала 2013г. в Узбекистане - ВВП якобы вырос на 8,1 процента. Лукавая цифра . Деловые СМИ Кувейта, далекие от реалий эксплуатации детского труда в Узбекистане, коррупции, "шалостей" Гульнары Каримовой и других представителей элиты Узбекистана, гастарбайтеров - узбеков в Москве и т.д. всерьез рекомендовали правительству "учиться модернизации экономики у Узбекистана".
Что должно заменить ВВП - это вопрос к правительствам, МВФ, Всемирному Банку, - считает эксперт.
Прав ли The Guardian, что рост ВВП уничтожает жизнь в государстве
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Если у Вас иное мнение напишите его в комментариях.