"Украинский кризис вновь свидетельствует о тактической ловкости Владимира Путина, проявленной при недавнем спасении своего союзника Башара Асада в Сирии и ныне, при аншлюсе Крыма Россией", - приводит свое мнение британский публицист и историк Майкл Бёрли в издании The Times 21 апреля.
Кризис в Украине весьма поучителен.
Сейчас рейтинг Владимира Путина в России составляет около 80%, однако последние политические факты и события радуют его не только собственной популярностью в глазах российского народа. НАТО не готово адекватно реагировать на действия Кремля, поскольку посланные организацией Североатлантического договора по случаю украинского кризиса к границам России один боевой корабль и пара истребителей F-16 ничего не значат в затеянной Кремлем сложнейшей политическо-дипломатической войне. В ней Россия использует все ветви госвласти для достижения необходимых целей.
Зависимость европейских стран от поставок углеводородов и энергоносителей препятствовала более действенной и решительной реакции на действия Москвы. Некоторые страны Евросоюза, например, Кипр, Испания, Италия и, что важнее всего, Германия явно не горят желанием накладывать на российскую экономику последовательные и жесткие санкции. Эксперты редакции "Новости Украины" журнала для инвесторов "Биржевой лидер" полагают, что Владимир Путин во время своей шпионской службы агентом КГБ в Германии приобрел важную конфиденциальную и компрометирующую немецких политиков информацию для нужного влияния Москвы на Берлин.
Во всех странах проживания русскоязычного меньшинства правящие власти насторожились.
Первый гейм, хоть и не весь матч, затеянной Владимиром Путиным сложнейшей политико-дипломатической игры остался за ним, однако, от Казахстана до Прибалтики и Молдовы, правители государств с проживающим в них русскоязычным меньшинством насторожились. Настороженность заметна даже у Александра Лукашенко в Беларуси и Нурсултана Назарбаева в Казахстане, которые являются самыми близкими союзникам Российской Федерации по Таможенному союзу.
Тем не менее в дополнение к полутора миллиардам американских долларов ежегодных субсидий Южной Осетии и Абхазии и семи миллиардам подобных субсидий Беларуси, Москва будет вынуждена тратить к тому же два миллиарда долларов США на снабжение крымчан энергией и продовольствием. Рубль же в этом году уже обесценился на 10 процентов, а 70 миллиардов долларов вывезены из страны.
Ничего не сделано кремлевским правительством для изменения коррумпированного бизнес-климата или диверсификации российской экономики, фатально зависящей от цены в 110 долларов за баррель нефти при оплате верных путинских армий полицейских и военных пенсионеров. Обычные люди теперь хранят евро и доллары под матрасом, но не рубли. Это не сулит Российской Федерации ничего хорошего в будущем. Не радует и количество относительно небольшого населения на бескрайних российских просторах. Ему предсказано пугающее сокращение с нынешних 143 миллионов до 107 миллионов к середине текущего века.
В 1904 году назначенный царем министр внутренних дел России Вячеслав Плеве заявил, что для удержания революции государству необходима маленькая и победоносная война. Может быть, Владимир Путин действует в том же духе. Однако его новообретенный интерес к российской истории должен ему подсказать о том факте, что русско-японская война 1904-1905 годов привела в конечном итоге к той самой революции. Запад Путина не победит, но это под силу самому русскому народу.
Запад проиграл Путину на украинском фронте.
Проблематикой украинского-российского противостояния занимается и редакция американского издания The Wall Street Journal, посвятившая этой теме одну из своих сегодняшних статей. Дипломатия может быть полезна в случае, если она останавливает дурные и нежелательные последствия. Проблема же дипломатии президента Обамы в том, что та часто оказывается скрывающей дурные последствия маской.
Последний пример этого – соглашение на прошлой неделе между Россией, Украиной, Евросоюзом и Соединенными Штатами. Формально оно говорит о предотвращении войны, но, по сути, играет на руку стратегическим целям Путина. Соглашение продолжает линию Обамы и Европы, которые недооценивают авторитарного российского лидера. Ими делается вид, что Владимир Путин восприимчив к их дипломатии или боится их угроз. Однако ничто не удерживает Кремль от его наступления в западном направлении.
Москва видит, что западные страны и их лидеры заняты своими внутренними проблемами и не хотят большого конфликта. Она также наблюдает за неготовностью европейских лидеров поступиться своими экономическими планами и интересами в угоду антироссийским санкциям. И Москва делает обоснованный вывод, что Бараку Обаме важнее помощь России в заключении ядерной сделки с Ираном, чем спасение Украины из ее когтей. Если это не поменяется, то Путин будет наступать и дальше.
Президент Обама пренебрежительно замечает, что Россия - лишь "региональная" держава. Тем не менее многие мировые угрозы начинались как региональные. Если кремлевский автократ не встретится с мощным противостоянием Запада, он уничтожит или поглотит Украину. Далее Владимир Путин может нацелиться на дискредитацию блока НАТО и развернуть зловещую игру против прибалтийских государств.