Европейские эксперты и политики в целом хорошо понимают, чего сегодня не хочет глава российского государства, но о его конечной внешнеполитической цели они могут лишь гадать. "Немецкая волна" пишет о разразившихся дискуссиях в Берлине.
"Как нам следует впредь поступать с Москвой? Вести дело к дальнейшему сближению и интенсивному институциональному приобщению России к евросоюзу или придерживаться более жесткой линии, рискуя при этом очередной холодной войной?" - спросил собравшихся участников дискуссии, прошедшей в эту пятницу, в Берлине известный профессор А. Штайнингер, возглавляющий Восточный институт в Висмаре.
На этот раз в Германском обществе внешней политики собрались ученые, журналисты, дипломаты, много депутатов германского бундестага и Европарламента. Для начала они пытались разобраться в сущности разразившегося кризиса, в котором сегодня оказались отношения между РФ и ЕС в связи с аннексией полуострова Крым и вооруженным конфликтом в Украине.
Пять уровней конфликта.
А. Рар - научный директор авторитетного Германо-российского форума - назвал текущий кризис в Украине "кульминацией затянувшейся фазы нарастания мелких, но все время увеличивающихся конфликтов в двусторонних отношениях Запада с Россией".
Трудность в преодолении современного кризиса он видит в его существенной многослойности. Аннексия крымского полуострова и поддержка Москвой сепаратистов на востоке украинского государства - лишь один уровень. "Россия пытается пресечь начавшуюся интеграцию Украины в разные западные структуры безопасности и, вероятнее всего, боится т. н. экспорта "оранжевой революции" на свою территорию", - считает г-н Рар.
Другой уровень кризиса он увидел в "грозящем масштабном экономическом коллапсе самого украинского государства". Третий аспект – разразившаяся газовая война между Киевом и Москвой, четвертый - мировоззренческие противоречия между Западом и Россией, а пятый - геополитическое противостояние Вашингтона и Москвы. "Ни один из данных пяти конфликтов никак не поддается достаточно быстрому решению, нахождение компромисса едва возможно, ни одна из сторон не желает оказаться проигравшей, поэтому я уверен в дальнейшей эскалации", - подвел итог А. Рар, передают специалисты издания "Биржевой лидер".
Чего боится Россия?
Руководитель комитета Европарламента по зарубежным делам Э. Брок смотрит на вещи немного проще. "Нужно всего лишь соблюдать современное международное право. А аннексия Крыма – это полное нарушение такого международного права. Происходящие при российском содействии события на востоке Украины - также".
Брок уверен, что Украина должна получить возможность самостоятельно решать, в каком именно направлении ей дальше двигаться: в XXI веке совсем недопустимо, чтобы "большие" государства что-либо предписывали т. н. "малым". С подобной оценкой согласился и Н. Аннен - внешнеполитический эксперт из фракции социал-демократов в немецком бундестаге. Он в этой связи задает вопрос: "А почему Россия, собственно, начинает чувствовать большую угрозу, когда ее соседи резко становятся демократичными?"
Дополнительные проблемы Аннен видит в неясности дальнейших целей Москвы. "Россия все время оставляет партеров в абсолютном неведении касательно своих истинных намерений, - указал он. - Вначале Путин говорил, что признает принципы суверенитета и территориальной целостности, а потом внезапно аннексировал Крым. Он не один раз выступал с обещаниями и никогда их не выполнял, будь то раньше по предложениях о контактной группе или сегодня в том, что касается масштабного проникновения через границу боевиков и оружия или концентрации войск в данном регионе".
Немецкий парламентарий уверен, что для преодоления текущего кризиса нужно знать, в первую очередь, какие именно конечные цели, собственно говоря, преследует Москва.
Версия дипломата ЕС.
Но, возможно, Путин преднамеренно оставляет собственных западных да и всех других партнеров в полном неведении, чтобы их было легче водить за нос?
"Мы знаем, чего он не хочет, - указывает известный московский корреспондент Spiegel Online Б. Биддер. - Он не хочет в Евросоюз, хотя раньше такой вариант в Москве обсуждался. Он не желает создания в государстве демократической плюралистической системы". В отношении того, к чему ведет свое дело российский президент, можно лишь строить догадки.
У У. Вайнса из департамента Евросоюза по внешней политике есть собственная версия на этот счет. Цель Кремля, по его мнению, - взломать нынешний миропорядок, в котором доминируют Штаты. На это, указывает он, направлены были все последние российские инициативы, начиная с предложения Д. Медведева создать другую архитектуру безопасности во всей Европе.
Замысел Москвы Вайнс увидел в том, чтобы, "как и во времена И. Сталина попытаться еще теснее привязать Европу к современной России и ослабить существующие трансатлантические связи". А вот концепции т. н. равноправного треугольника "США - ЕС - Россия" Москву совсем не привлекает. Таким образом, полагает видный европейский дипломат, "Путин желает подорвать не только главные демократические принципы Европы, но и все ее внешнеполитические представления о сегодняшнем международно-правовом миропорядке".