Нынешний президент РФ в это воскресенье, 22 июня, одновременно поддержал ранее представленный мирный план украинского главы государства, и вместе с тем, отчитал официальный Киев за его шаткое прекращение огня. Из этого стало вполне очевидно, что в сегодняшней политике по отношению к украинской стороне Россия активно занимается эквилибристикой. Об этом отмечает авторитетное издание The New York Times.
Согласно оценкам чиновников, дипломатов и аналитиков, Путин внезапно оказался на очень узкой тропе между двумя противоречивыми целями. "Его основная цель – насколько это возможно сохранить влияние Кремля на дальнейшее будущее Украины, при этом постоянно ратуя за первостепенную цель сепаратистов – значительную по своим размерам степень автономии. Данная автономия оставит юго-восточный регион на орбите, которая существенно ближе к Москве, нежели к Киеву, поэтому центральное правительство украинского государства будет слабым. Но главе Кремля нужно добиться такой цели, не допустив, чтобы его страна увязла в терновнике экономически-отсталых и политически-раздробленных сепаратистских областей", - подчеркивается в статье.
The New York Times объясняет, сообщили специалисты из известного издания "Биржевой лидер", что любой намек на активное участие военных или даже незначительная причастность к дестабилизации регионов может спровоцировать более жесткие санкции со стороны Запада. Как ожидается, эти санкции будут обсуждать в Брюсселе уже на текущей неделе. В статье говорится, что Путин старается угодить одновременно нескольким взаимно антагонистичным электоратам. Сейчас значительная часть его аудитории в России, которую гостелевидение месяцами кормит разными материалами в стиле "Украина оказалась в огне", одобряет спешную необходимость твердой руки РФ. Ярые националисты и военные надеются, что современный украинский кризис станет отличным катализатором того, чтобы Россия опять начала действовать в одиночку как настоящая сверхдержава. Но вместе с тем либеральные круги, включая топ-менеджеров, экономистов и дипломатов, желают избежать разрыва с западным миром.
Глава Кремля использовал две "дорожки" собственной двойной политики в прошлые выходные: в эту субботу Путин привел свою армию в состояние очередной боевой готовности и официально объявил о внезапно проводимых учениях с активным участием около 65 тысяч военных. Но также в субботу он распространил заявление в поддержку известного мирного плана Порошенко и даже призвал конфликтующие в Украине стороны прекратить военные действия. Суть личных высказываний он повторил, активно общаясь с представители СМИ в воскресенье, но заодно президент РФ раскритиковал продолжение войсковой операции Украины вопреки 1-стороннему прекращению огня, объявленного Киевом.
The New York Times отмечает, даже несмотря на то, что европейские, украинские, российские официальные лица провели где-то 8 раундов дискуссий о представленном мирном плане, Кремль и дальше дистанцируется от механизмов по его осуществлению.
Многие аналитики прогнозируют, что ожесточенные бои могут надолго затянуться. "Некоторые эксперты говорят, что у Москвы есть предостаточно времени для того, чтобы одновременно призывать к стабильности и миру и снабжать повстанцев, пока Россия не получит Украину, над которой все еще сумеет властвовать", - подчеркивается в статье. "Среднесрочная цель Кремля - сохранять состояние "нарыва"; террористы - их средство для достижения этой цели, - говорит К. Капчен из Вашингтона. - Не думаю, что вскоре наступит умиротворение".
Игра близится к концу.
"Москва множит свои ставки, в то время как нынешний конфликт на востоке соседней Украины, судя по всему, приближается к своей развязке", - пишет The Financial Times. "В. Путин, с одной стороны, обсуждает разные пути политического разрешения ныне сложившейся ситуации, при этом демонстрируя обнадеживающие признаки исключительного прагматизма. А вот с другой - международные наблюдатели и Украина утверждают, что Россия и дальше продолжает снабжать сепаратистов тяжелыми вооружениями и категорически отменяет отвод своих войск от госграницы", - говорится в опубликованной статье.
Запад полагает, что Москва добивается окончательного раскола украинского государства. На самом деле, как заявляют московские инсайдеры, сейчас картина является гораздо запутаннее. "Искренне верить в то, что Россия активно готовится к своему военному вторжению, означает недооценивать интеллектуальные качества г-на Путина, - говорит глава московского Центра Карнеги Д. Тренин. - В отличие от того, как все это выглядит со стороны, есть большая вероятность того, что желания Порошенко и желания Путина пересекутся. Они уверенно приближаются к соглашению". П. Порошенко выступает против какой-либо федерализации Украины, но его предложение по децентрализации власти вполне могут устроить действующего российского президента. Что до сепаратистов, то они для Москвы выполняют свою функцию, не более того, уверен Тренин.
The Financial Times пишет, что воспользовавшись событиями в соседней Украине для пробуждения искренних патриотических чувств, Путин не сможет позволить себе занять слишком примирительную позицию. Его пламенные рассуждения вселили в националистов большую надежду, что после Крыма он непременно вернет восточную Украину. Вместе с тем экс-премьер России М. Касьянов считает, что "игра Путина близится к концу, и главная задача президента - минимизировать политические потери и при этом сохранить лицо".